Каждый ли театр ведет работу с маленькими зрителями? Интересны ли они ему вне зрительного зала? Как протянуть ниточки общения? Пожалуй, лучше других ответы на эти вопросы знают в Башдраме, где вот уже несколько лет существует детская театральная студия «Самрау». Творческий сезон этого года студия закрыла премьерой спектакля «Селфи с Чучелом» (режиссер И.Казакбаев). Ленку Бессольцеву исполнила 12-летняя Софья Коваленко. В спектакле были использованы видеоматериалы, снятые самими студийцами.
Эта отчетная постановка преподавателей студии — современный взгляд молодого поколения на повесть Владимира Железникова «Чучело», по которой в советское время был снят одноименный фильм Ролана Быкова. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, которой впервые в жизни пришлось столкнуться с подлостью и предательством, вряд ли кого оставит равнодушным и сегодня. Социальный вопрос в спектакле остается тем же: ответственность за такое поведение детей лежит в первую очередь на семье и школе: подростки остаются наедине со своими проблемами, а родителям и учителям зачастую не хватает жизненной мудрости воспрепятствовать угнетению одной личности целым коллективом. Но если образ Чучела в советское время был в черно-белом варианте, то Чучело компьютерного века иное: в актерской игре сквозит удивительная мудрость. Героиня понимает, что путь к милосердию, которое ей дано природой, у одноклассников лежит кривыми окольными тропами, что техника, которой гордится нынешняя эпоха, к душе отношения не имеет, это, скажем так, область холодного разума. Можно быть сверхумным человеком, но совершенно безэмоциональным. На спектакле зрители и сами дети-актеры поняли, что нет ничего страшнее умного подлеца.
Спектакль для самих студийцев стал необычным и серьезным "занятием". Это погружение в настоящую жизнь, где герои не придуманы, они каждый день рядом, "здесь и сейчас", ребятам пришлось задуматься и ответить на жизненно-важные вопросы по теме "Настоящее и не настоящее": бывают ли настоящие герои и каковы они? Кого из героев спектакля можно назвать настоящими людьми? Как меняются люди, попав в разные жизненные ситуации? Как отличить черное от белого? Как нужно пройти тяжелые испытания? Почему далеко не каждому в подобной ситуации удается выстоять и победить? И, конечно же, это спектакль о любви и способности открыть свое сердце ей навстречу.
Немного об истории театральной студии:
Детская театральная студия «Самрау» при Башкирском академическом театре драмы им.М.Гафури создана в 2013 году. В студии занимаются дети от 7 до 17 лет. Обучение проводится на башкирском и русском языках.
В 2014 году результатом занятий в студии стала премьера спектакля по народной сказке «Гусиная лапка» (режиссер И.Казакбаев). Особенно важным для начинающих артистов стало то, что они показали спектакль за пределами театра — в школах, на телевидении Спектакль вывозили в те школы и гимназии, где маленькие артисты учатся сами. То, что учителя и одноклассники увидели их на сцене, прибавил шквал эмоций и впечатлений для самих же маленьких артистов. На вопрос: «Как ты думаешь, станешь ли ты в будущем артистом?», дети интеллектуальной эпохи отвечают: «...Не обязательно стать артистом, но в жизни эти знания, безусловно, пригодятся. Уже то, что в жизни я не буду испытывать трудностей в общении, уверенно чувствовать себя в различных ситуациях, легко устанавливать контакты и уметь доносить до окружающих свои мысли, эмоции и чувства — немало».
В 2015 году студийцами выпущены спектакли «Новогодние приключения Гульназиры и Ильхана», «Маугли» (режиссер И.Казакбаев), театрализованное представление «О героях былых времен». Дети стали участниками серьезной программы, посвященной к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 95-летию народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Трогательно и с чувством читали стихи на башкирском и русском языках, и не было среди студийцев ребёнка, кто не произнёс бы самых трепетных и взволнованных слов о войне, о Победе.
В этом, в 2016 году педагоги студии претворили в жизнь серьезную психологическую тему повести В.Железникова «Чучело».
В студии преподают актерское, вокальное и ораторское мастерство, азы телевизионной профессии, уроки хореографической пластики. Работают люди, преданные делу до самозабвения и независимо от времени, стараются передать детям свою любовь к искусству Мельпомены
Педагоги студии: народная артистка РБ, заслуженная артистка РФ Суфия Курбангалеева (сценическая речь), заслуженная артистка РБ Сулпан Аскарова (балетмейстер), заслуженный деятель искусств РБ Альберт Нестеров (художник), Ильсур Казакбаев (режиссер),артисты театра — Урал Аминов (сценическое движение), Руслан Хайсаров (актерское мастерство), Дилара Идельбаева (вокал), Зиля Баймурзина (ТВ и театр, руководитель студии).
Театральную студию «Самрау» посещают разные по возрасту и мироощущению дети. Но для каждого из них стало новью выйти на сцену — на обозрение многим — что не так просто, особенно для юношеского возраста, и начать четко, красиво говорить, постигая при этом непростые элементы образного воплощения на сцене. Ну, а таинство раскрытия внутреннего потенциала личности в этом ряду, конечно же, самое важное.
Занятия с театральными педагогами полезны и родителям. В семью переносятся и возникшие на занятиях вопросы, дома они обсуждаются и общий интерес сплачивает домашних, то есть, театральный "вирус" вживается довольно крепко и все занятия, премьеры ложатся на благодатную почву. Кто-то потом станет актером, кто-то увлечется звукорежиссурой, иные — сценографией, кто-то, возможно, станет художником по гриму, по костюму. Театральная студия «Самрау» дает возможность попробовать себя в этих профессиях, и ребенок начинает понимать близко ли ему это, хочет ли он остаться в театре на всю жизнь. Эти прозрения происходят буквально на глазах! Воспитанники студии участвуют в спектаклях БАТД им.М.Гафури: «Мулла» (Т.Миннуллин, режиссер А.Абушахманов), двенадцать разновозрастных студийцев от семи до семнадцати лет, одетые в долгополые белые платья и рубахи, как притихшие ангелы в спектакле «Два сновидения» (М.Багаев, режиссер О.Ханов). Семилетнего уфимского первоклассника Ильназара Ахметзянова из Башкирской гимназии № 20, художественный руководитель театра О.З. Ханов выбрал на роль, которая в программке спектакля «Каһым турә» обозначена словом "Дитя". На самом же деле, герой Ильназара в спектакле - подросток современной компьютерной эпохи, которому, чтобы стать личностью необходим для подражания герой. «... Герои, которые больше жизни хранили патриотизм в себе и честь свою имеют право спустя века говорить с сегодняшним поколением. Родина начинается с осознания своих героев, гуманных, духовно-нравственных личностей, их роли в истории народа. Память о народных героев формирует устойчивые ценностные ориентиры, воспитывает будущих граждан - патриотов своего Отечества», — сказал в интервью режиссер Олег Ханов.
На самом деле дети сегодняшнего дня не так уж сильно отличаются от вчерашних и позавчерашних. Только в руках у них другие игрушки — гаджеты. К сожалению, исчезает культура восприятия, мышление у подростков стало клиповым. А художественный материал все-таки требует осмысления. Общение сверстников между собой после спектакля и с театральными педагогами - в этом смысле большое подспорье. Но самое главное - все-таки сам спектакль, такой, который, как художественное произведение, втягивает ребенка полностью и делает соучастником. Тогда он испытает те эмоции и чувства, которые захочется испытывать снова и снова - в нем проснется человеческое.
Нужно ли детям ходить в театр школьными стаями, нужно ли это самому театру? Наверное, пришло время делать ставку на семью, именно она сможет вывести ребенка из сложившегося художественного вакуума - ведь не в каждой школе теперь есть полноценные уроки рисования, музыки, черчения, танца. Даже если эти предметы и есть, то отношение к ним как к необязательным. В театре ребенок может увидеть целый синтез художественного творчества, а задача детской студии - познакомить их с этим миром поближе. В общем, куда мы, взрослые, детей поведем, такими они сегодня и будут.
Родители, которые своих детей привели в студию - гуманитарии, технари или люди без специальности — всех объединяет любовь к театру, к его тонкой душевной организации. И детей своих они хотят видеть такими же, поэтому и приводят с самого раннего возраста в театр.
Так, в стенах Бащдрамтеатра воспитывается настоящее надёжное поколение любителей театрального дела. И в конце сезона у них наступил законный повод гордиться своей командой и работой с ней.
Перейти к фотогалерее