Впервые «Антигона» Ж.Ануя на сцене башкирского академического театра драмы им.М.Гафури

Впервые «Антигона» Ж.Ануя на сцене башкирского академического театра драмы им.М.Гафури

Сегодня, 4 октября 2016 года в БГАДТ им. М. Гафури состоялась долгожданная премьера спектакля «Антигона», в постановке главного режиссера Татарского академического театра им. Г. Камала Фарида Бикчантаева. Стоит отметить, что «Антигона» ставится на башкирской сцене впервые. Автор перевода - Факил Мурзакаев

Трагедия «Антигона» была написана еще в 442-441 гг. до н.э. древнегреческим трагиком, драматургом Софоклом. А в 1942 году французский драматург Жан Ануй пишет одноименную драму.

Первый спектакль драмы Ануя в постановке Андре Барсака в театре «Ателье» в 1943 году произвёл огромный резонанс в оккупированном фашистами Париже, в котором звучали призывы не подчиняться насилию. К драме французского экзистенциалиста обращались и другие режиссеры - произведение Ануя ставилось на самых разных театральных площадках, в их числе и знаменитая постановка Бориса Льва-Анюхина в Московском театре им. К.С. Станиславского. Тогда это был, действительно, «шок» и «живая, невымышленная современность».

В спектакле задействовано не так много актеров: роль самодержца Креона исполнил художественный руководитель БГАДТ им. М.Гафури, лауреат премии имени Станиславского, народный артист Башкирской АССР, заслуженный артист РСФСР Олег Ханов, а партию маленькой Антигоны сыграла молодая актриса театра Лилия Галина. Роль яркой, роскошной, но слабой по духу Исмены исполняют две актрисы (в разном составе) – Гульназ Хайсарова и Гульмира Исмагилова; твердую и неприступную Кормилицу играет – заслуженная артистка Республики Башкортостан Алсу Галина-Гафарова, роль взрослого, но мягкого сына Креона, Гемона, исполняет  заслуженный артист Республики Башкортостан Ильсур Баимов; образ Хора (старательно наблюдающего за героями рассказчика) воплощает народный артист Республики Башкортостан Алмас Амиров; молчаливый прислужник Креона – Айнур Ситдиков. Жестких, неподвижных стражников играют заслуженный артист Республики Башкортостан, народный артист Республики Башкортостан Азамат Гафаров, народный артист Республики Башкортостан, заслуженный артист Российской Федерации Ильдар Саитов и Юнир Куланбаев.

Стоит отметить театральный прием, который использует режиссер (собственно, так и построена сама пьеса Жана Ануя) – это «театр в театре». Правда, если у драматурга этот прием обуславливается персонажами, которые присутствуют на сцене, наблюдая друг за другом, то в спектакле этой постановки такой прием продиктован появлением Хора в лице рассказчика Алмаса Амирова. От начала до самого финала спектакля он ведет действие, время от времени снисходя с высокой театральной постройки, символизирующей «чердак».

Сама сценография состоит из грубой железной постройки с намеренно испачканными стеклами. Над сценической площадкой висят полиэтиленовые ткани, наполненные камнями. Герои оказываются замкнутыми в эту холодную, непритягательную конструкцию. Нет ощущения чего-то живого в этом мире, нет искренних эмоций и чувств, которые могли бы придать жизни окаменелому пространству. Сценография предельно аскетична, и, казалось бы, персонажи должны быть обнажены и уязвимы – но это не так. Режиссер задает новую игру, в которой актеры погружаются в костюмированный мир: бесконечная смена ярких, роскошных костюмов делает героев элегантными, яркими и раскрепощенными. Чего не скажешь о платье главной героини Антигоны. Ее костюм, состоящий из серой потертой юбки, черной водолазки и белого кружевного платья «а-ля невеста», придает ей детской неловкости и скованности.

Что же касается главных героев - Креона и Антигоны, то стоит отметить в спектакле антагонизм персонажей: сильный, властный, могущественный Креон и хрупкая, маленькая Антигона. Их конфликт ясен: власть (в лице Креона) и свобода (в образе Антигоны). В отличие от Софокла, Жан Ануй показывает внутренний конфликт героев. У Софокла Креонт и Антигона – личности целостные и непоколебимые. У французского драматурга иначе: Креон – человек системы, который сам оказывается под властью собственной правящей силы. Даже в его имени, в отличие от античного царя, нет буквы «т», будто нет опоры. Поэтому в самом финале Креон не раскаивается и не сокрушается по поводу смерти Антигоны, сына Гемона и жены, а просто продолжает делать свою работу: «Пять часов. Что у нас сегодня в пять…? Ну что ж, раз назначен совет, пойдем на совет».

В исполнении Олега Ханова Креон – персонаж, который способен сопереживать Антигоне, он старается объяснить свой поступок. В нем зиждется конфликт отца (как для сына, так и для Антигоны) и властителя. И видно, как в финале эта трагедия все-таки оставляет отпечаток на лице Креона: неподвижно он возглавляет стол для заседаний.

И, несмотря на то, что в спектакль то и дело врывается совершенно разная по жанру, тембру, темпу музыка, в финале во всем зале воцаряется тишина. «Все кончено. Антигона обрела покой, грустная тишина воцарилась в Фивах и в опустевшем дворце, где Креон станет ждать своей смерти…».


 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb