Спектакль Салаватского государственного башкирского драматического театра «Ерҙәштәр» («Земляки») по мотивам произведения Мустая Карима «Деревенские адвокаты» («Ауыл адвокаттары»). Режиссер Антон Федоров.
… Если бусинки дней и годов нанизывать на нить —
то, даже у самой удачной, счастливой, достойной судьбы
они жемчужно-коралловым или злато-серебряным
ожерельем не вытянутся. /.../
Сложить свою жизнь из драгоценных мгновений,
которые прожиты согласно своей совести и свободной воле
— в них-то и есть суть каждой судьбы.
М. Карим
Спектакль о трех мудрецах. О настоящих мудрецах, которые смогли прожить одну из самых сложных эпох нашей истории и остаться Человеком.
Финальная сцена режиссером сработано мастерски: три мудреца, которые весь спектакль смешили зрителей старческими прибаутками и учили житейским премудростям «оказываются» на соломенной крыше полуразрушенного сарая, откуда «виден» сегодняшний день: бродят внуки по кладбищу, читают на надгробных плитах имена тех, кто «смотрит» сверху, с крыши сарая. Именно эти имена символизируют деревню, потому что в голодные годы деревня выжила благодаря трем мудрецам: председателю колхоза и двум его односельчанам, которые отличались удивительной народной простотой, честностью и каким-то, уже полузабытым, исходящим не из головы, а из глубины сердца — человеколюбием.
Глядят старцы на нас с немым вопросом в глазах. Спектакль — прощание с Матерой, это прощальное слово о деревне, которой уже нет: одни бревна разрушенных домов, на которые садятся время от времени те или иные герои, и ведут повествование от лица ушедших: перед зрителями наряду с самыми мелкими деревенскими сплетнями и интригами разворачиваются страшные сталинские времена, годы репрессий и там же, в голодные годы, когда не осталось ни собак, ни кошек, люди выковыривали червей из трухлявых бревен, и в конце спектакля старцы, уходя, закрывают калитку, тропа зарастает травой... и только внуки бродят по кладбищу, с трудом находя каменные плиты на могилах предков. Вот и все. Совсем скоро зарастут травой и исчезнут руины брошенных деревень, как-будто их и не было, уйдут в небытие предки, целая эпоха... Но режиссер оставляет зрителю надежду: в конце выходит на сцену и садится на бревна Ильяс, правнук одного из старцев, в шапке, которую дед приготовил ему на подарок.
Режиссерская символическая система, его метафорический язык образно-символического структурирования действительности удачно синтезирует литературное повествование и театральное искусство, что редко удается при работе с литературным произведением. Спектакль смотрится на одном дыхании, без антракта, актеры играют без грима, бревна на сцене настоящие, с запахом смолы, авансцена обложена прозрачным деревенским забором из настоящего горбыля — это сценография режиссера — авторский прием приближения к голой правде, к натурализму, к зрителю, прием слияния жизненного и театрального пространства.
Антон Федоров — уроженец города Стерлитамака. В 2006 году окончил ВТУ им. Б.В. Щукина (курс В.П. Поглазова) и в настоящее время учится на режиссера (курс Ю.Н.Погребничко). С 2007 года работает в двух театрах города Москвы («Другой театр», «Практика»). Башкирская культура и менталитет режиссеру близки по духу: его детство прошло в деревне Толбазы, с бабушкой, с ее удивительной простотой понимания жизни, главной человеческой ценности. Режиссер, воссоздав в спектакле атмосферу знакомой ему деревенской жизни, сквозь покров уже ушедшей деревенской повседневности ведет к нравственному осознанию глубокой сути проблемы умирающих деревень.
Прожить и остаться Человеком, Миротворцем, быть «адвокатом» человеческих жизней: свободным от тотального режима любой эпохи, культа личности — главная идея рассказа «Деревенские адвокаты» талантливо воплощено режиссером в спектакле «Ерҙәштәр» («Земляки») и с новой образной силой театрального действия зазвучал призыв писателя Мустая Карима о гуманистической сущности Мира, его Красоте.