Впервые в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова открылась персональная выставка члена Союза художников России, живописца и скульптора-медальера Ильдара Мазитовича Валеева.
В экспозиции – более 80 произведений, созданных экспонентом в 1985–2016 годы.
Ильдар Мазитович родился и вырос в Уфе. В школьные годы первые уроки рисования он получил в Детской художественной школе № 1 (ныне – ДХШ № 1 им. А.А. Кузнецова), что находилась в здании по улице Ульяновых, у знаменитых педагогов Бориса Ивановича Замараева и Виктора Андреевича Голова, затем, выбрав творческую профессию, Ильдар решает продолжить учёбу на художественно-графическом отделении Башкирского государственного педагогического института (ныне – университет им. М. Акмуллы).
Став профессиональным художником, Ильдар находит свой путь в искусстве. С 1987 года он принимает активное участие в выставках и выставочных проектах в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе.
На нынешней выставке Ильдар представил не только свои живописные композиции – портреты, пейзажи, натюрморты, тематические картины, причём разной направленности – от реализма до авангарда, но и своё медальерное мастерство. И в этом заслуга его первых учителей, в частности, выпускника Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого, скульптора Б.И. Замараева, с которым его ученики выезжали на пленэр, спускаясь к реке Белой и выбрав какой-либо каменный откос, высекали из него портретное изображение.
Светлый, добрый, радужный мир, который создаёт художник в своих работах, быть может, пришёл к нему и с творческого мировоззрения его учеников по Детской художественной школе № 2, где Ильдар Мазитович преподавал 18 лет.
Первый выставочный модуль представляет серии работ 1990-х годов, когда художник вместе с членами творческого объединения «Чингисхан» экспонировал свои работы на различных выставках. В этот сложный для страны переходной период обозначилась своеобразная, индивидуальная творческая концепция автора, основанная на философском понимании мироздания. Отсюда – монументальность холста, линейно-ритмичное движение в пространстве, сдержанный колорит с холодной, серебристой цветовой гаммой («Космический вихрь», «Движение»).
Особого интереса в экспозиции заслуживает медальерное творчество Ильдара Валеева. Его бронзовые медали – авторские вариации на различные темы (1986-1991) отличаются той же оригинальностью композиции и пластичностью рисунка, что и многие его живописные произведения. В 1990-е годы художник создаёт серию бронзовых плакеток, приуроченных к 200-летию со дня рождения великого русского писателя С.Т. Аксакова (1791-1859), освещающих его жизнь в Уфе и иллюстрации к знаменитым произведениям «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука». Жизнь и творческий путь Мажита Гафури (1880-1934) отображён в серии бронзовых плакеток, приуроченных к 120-летию со дня рождения выдающегося башкирского писателя.
2000-е годы показали новый этап в творчестве Ильдара Валеева. За плечами художника участие в знаковых выставках, преподавательский стаж в художественной школе, пересмотр своего творческого мировоззрения. Палитра его работ осветляется, предпочтение отдаётся лёгкой едва заметной тонкой линии, пластично переходящей в цветовое пятно, либо в придуманный художником образ. Здесь могут быть незамысловатые цветочные натюрморты, фантастические абстрактные композиции и вдохновенные женские образы («Цветы в вазе», «Розы на розовом фоне», «Три грации», «Полёт на воздушном шаре», «Город», «Морской бриз», «Музы»).
Художник постоянно импровизирует, смело «играя» со своими придуманными композициями. Так, работая над одной из картин, изначально автор задумывает свой излюбленный мотив с белым пароходом, свободно плывущим в голубых просторах по волнам. Но, что-то не получалось…. Перевернув холст, художник вдруг обратил внимание на вырисовывающийся в центре полотна чёткий силуэт испанца. Таким образом, родился новый сюжет под названием «Рио».
Работам 2013-2016 годов присуща иная палитра. Автору вдруг захотелось яркой, декоративной живописи, светлого, наивного образа. Он вновь прибегает к монументальности, даже в камерных композициях («Лето на окраине»). Стилизованность форм, цветовой контраст, завораживающая сказочность присущи работам «Ночной караван» и «Танец». В нежной розово-голубой гамме, с льющейся пластикой форм решено полотно «Девушки общаются». Его авангардные композиции в форме квадрата очень скупы, как в тематическом плане, так и в цветовом решении. Художник создаёт в них лишь прозрачное воздушное пространство, сквозь которое, быть может, просматривается город то с окна высотного небоскрёба, то с иллюминатора летящего самолёта («Вид из окна», «Пробуждение», «Мегаполис»). Это постоянное движение продолжает набирать силу, вылившись в полотно «Полёт над Вечностью», где автор предлагает зрителю совершить увлекательное путешествие вместе со своей златовласой красавицей по мировым достопримечательностям с их знаменитыми архитектурными шедеврами.
Ранний период творчества Ильдара Валеева характеризует его как мастера психологического портрета. Перед нами волевое, энергичное лицо, внутренняя сосредоточенность, решительный характер человека, чья работа долгие годы была связана с партийной деятельностью. Напротив, в спокойной, сдержанной позе угадывается образ интеллигентной женщины, филолога (портреты Хамзы и Илисы Гизатуллиных, 1985-1986).
Живя в Уфе, художник постоянно испытывал гордость за свой город, когда открывается прекрасный вид при въезде в него, с арочным мостом и проплывающими под ним теплоходами. Всё это Ильдар запечатлел в своих живописных композициях «Белый пароход» (2006), «Уфа» (2015), «Мост через реку Белую» (2016).
Эстетское искусство западноевропейских художников, покорившее когда-то в юности художника, не прошло даром. Об этом свидетельствуют работы Ильдара Валеева, в которых есть, например, отголоски нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента ван Гога, с его динамикой цвета и мазка в одухотворённых и напряжённых по колориту пейзажах («Пейзаж с каретой»).
Эксперименты с цветом и передача настроения, сознательная деформация и деструкция натуры испанского художника, основоположника кубизма Пабло Пикассо также привлекли современного живописца («Восточный мотив», «Ноосфера», «Кочевники», «Зима в городе», «Утро после дождя»).
Выразительная чувственность и большая эмоциональность в жанре «ню» певца красоты обнажённого женского тела итальянского художника-экспрессиониста Амедео Модильяни стали характерны и для прекрасных женских образов Ильдара Валеева, рождённых крылатой фантазией автора («Ромашковый Рай», «В краю тюльпанов», «Девушка и птицы»).
Произведения Ильдара Валеева приобретают большую популярность. Часть из них хранится в Художественном фонде России (Москва), Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова (Уфа), Мемориальном доме-музее Г. Тукая (Казань), Национальном музее Республики Башкортостан, Мемориальном доме-музее Мажита Гафури (Уфа), Доме-музее Ш.А. Худайбердина (Уфа), в частных собраниях в России и за рубежом.