Алиев Батырша

Алиев Батырша

Идеолог и участник башкирского восстания 1755-1756 годов, публицист Батырша Алиев (настоящее имя Габдулла Галиев) в исторической литературе известен под именем Абдуллы Алеева. Уроженец деревни Карышево Сибирской дороги, ныне Балтачевского района РБ, он получил для своего времени достаточно хорошее образование: учился в нескольких медресе, в 1744-1749 годах был учителем и муллой в разных деревнях Гайнинской волости Осинской дороги и Исетской провинции. С 1749 года и до весны 1755 года в деревне Кармыш-Баш Сибирской дороги он содержал медресе, в котором обучались башкиры, татары из многих волостей. В 1754 году избран ахуном (главой мусульман) Сибирской дороги, но не вступил в эту должность.

Весной 1755 года Батырша Алиев обратился к мусульманскому населению края с обширным воззванием, в котором выступал против правительственных ограничений обрядности, запрещения местному населению свободной беспошлинной добычи соли, чрезмерных налогов и повинностей. Воззвание содержало требование полного освобождения Башкирии от колониальной зависимости от Русского государства и создания независимого мусульманского государства. Это воззвание явилось фактически программой восстания, и было отправлено во все четыре дороги Башкирии. Но в ходе начавшегося восстания, вместо решительных действий, Батырша Алиев занял выжидательную позицию, затем скрылся в лесах со своими учениками. Восстание вскоре было подавлено. 8 августа 1756 года в деревне Азяк Осинской дороги (ныне деревня Азяково Бураевского района) Батырша был схвачен и доставлен в Москву, а затем в Петербург. Находясь в тюрьме, он составил доношение императрице Елизавете о причинах восстаний в Башкортостане 1755 года. В нем отмечается миролюбивый характер местного населения: «Башкиры никогда не шевелились, пока не потерпели притеснений от русских». В то же время уточняется, что злодеяния исходят не только от русских начальников и генералов, но и от лицемеров-старшин, представителей коренных жителей. Особое беспокойство Батырши Алиева вызывают религиозные притеснения — насильственная христианизация народов Поволжья. В доношении содержатся и мотивы объединения тюркских народов, исламского единства во имя достижения социальной справедливости. Он указывает императрице на тот факт, что благополучие башкир зависит не столько от авторитета падишаха (русского царя), сколько от наведения порядка в структурах исполнительной власти. Между падишахом и народом находится армия чиновников, которая должна честно и верно служить государству: «Мы не называем падишаха злодеем, он справедливый, однако какая польза от его справедливости, находящейся за пазухой и не дошедшей до нас?» Батырша Алиев проводит идею о правомерности ответных акций народа по устранению злодеяний, подчеркивает необходимость изучения общественного мнения, выражаемого на народных собраниях — джиенах.

Два года длилось следствие, в декабре 1758 года был вынесен приговор: наказание плетьми и вырыванием ноздрей, пожизненное заключение в Шлиссельбургской крепости. В 1762 году Батырша Алиев погиб в схватке с тюремной охраной.

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb