Надыргулов Азат

Надыргулов Азат

Азат Ахмадуллович народный артист Республики Башкортостан, актер, режиссер, педагог, профессор кафедры режиссуры и мастерства актера УГАИ им. З. Исмагилова родился 19 июля 1962 года в селе Юлдыбаево, Зилаирского района.
Учился в Нугушской средней школе Мелеузовского района.
Азат Ахмадуллович окончил актерское отделение Уфимского государственного института искусств в 1982 году, после чего был распределен актером в Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури.
Им были сыграны такие роли как Нурик «Утраченные грезы» А. Атнабаева; Санду «Святая святых» И. Друце; Сильва «Старший сын» А. Вампилова; Шараф «Асылъяр» М. Файзи и др. Прекрасный голос, певческие возможности, актерское обаяние характеризовали молодого актера как лирико-романтического героя. В 1987 году А.А. Надыргулов поступает на режиссерский факультет Российской академии театрального искусства в мастерскую известного режиссера-педагога Анатолия Васильева. В 1992 году после окончания РАТИ, Надыргулов возвращается в Уфу и буквально врывается в театральное пространство республики как режиссер с собственным мироощущением, со своей темой, новыми театральными приемами. Приверженец игрового театра, проповедующий не соцреализм, а театр идей философских, Азат Ахмадуллович как режиссер через игру, шутку, баловство пытается явить неподдельную правду истиной сути происходящих событий в спектакле.
Режиссер Азат Надыргулов прежде всего режиссер классической драматургии. Прочтение текста заново, его абсолютно новая интерпретация, игра словами и смыслом, стремление увидеть все подводные течения драматургии и соединить их в свою концепцию для него истинное наслаждение режиссера-аналитика. Спектакли по классической драматургии «Фелумена Мортурана» Э. де Филиппо (БГАТД им. М. Гафури, 1993 г.), «Дурочка» Лопе де Вега (ТЮЗ, 1994 г.) - «Труффальдино из Бергамо» Гольдони (НМТ, 2002 г.) поставлены в лучших традициях игрового театра. Изысканный юмор, неожиданные повороты в тексте и трактовке образов, сложная конструкция и филигранная отделка построения спектакля. В этой канве одной из значительных постановок стал спектакль «Чайка» А.П. Чехова (ТЮЗ, 1996 г.). Пьеса была прочитана режиссером через призму «театра», точнее столкновения-пересечения искусства театра и жизни. Спектакль уходит от традиционной трактовки пьесы, как конфликта между «архаиками» и «новаторами» и утверждает трагическую тему «сочинительства жизни» и «фатальности искусства». На фестивале «Театральная весна-98» спектакль был признан по двум номинациям «Лучший режиссер», «Лучший спектакль», а также был участником фестиваля «Полет чайки» к столетию со дня написания пьесы в Санкт-Петербурге.
Зрительный зал в спектаклях режиссера Надыргулова несет особую функциональную нагрузку. Вовлечение публики в игру, стремление превратить зрителей из наблюдателей в соучастников происходящего - явление характерное для творческой манеры режиссера, тема которого «оплодотворение» обычного человека высоким искусством. Встреча эта вызывает у человека нечто похожее на ожог, способна в корне изменить жизнь последнего, пересмотреть систему нравственных категорий, исповедуемых им. Может быть, поэтому в работах Азата Ахмадулловича часто появляется фигура рассказчика, в равной степени несущая в себе и функции зрителя и участника происходящих событий. Спектакли «И в шутку и всерьез» Ш. Рахматуллина (ТЮЗ, 1994 г.); «Индийская насмешница» К. Каюмова (НМТ, 1997 г.); «Песнь о любви» Антабаева (ТЮЗ, 1994 г.); «Чайка» А.П. Чехова (НМТ, 1996 г.). В иных случаях «рассказчика» заменяет некий художественный прием, посредством которого перед публикой возникают картины жизни из прошлого или будущего героев, как, например, в спектакле «Любви все возрасты покорны» Н. Гаитбаева (БГАТД им. М. Гафури, 1997 г.), «Страна Айгуль» М. Карима (БГАТД им. М. Гафури, 1999 г.) или аллегорические фигуры, а, например, образы трех стариков соглядатаев из спектакля «Завидуй Америка» С. Латыпова (БГАТД им. М. Гафури, 1999 г.), или самураев из спектакля «Камикадзе» Ф. Булякова (БГАТД им. М. Гафури, 1992 г.) и др.
Основной темой волнующей режиссера Надыргулова стала тема «Времени и Героя в конфликте со своим временем». Пронизанные неподдельной болью спектакли о великих исторических личностях башкирского народа «Салават» М. Карима (ТЮЗ, 1995 г.), «Шаймуратов-генерал» Ф. Булякова (БГАТД им. М. Гафури, 1998 г.), «Половецкая мистерия» Ф. Булякова (НМТ, 2003 г.) заявили о страстной гражданской позиции самого режиссера. Во главу угла в спектаклях ставится тема самопожертвования, трагедии одиночества сильной личности. В спектакле «Половецкая мистерия» такие исторические личности, как Заки Валиди и Шайхзада Бабич, Салават и Акмулла, Зайнаб Биишева и Хадия Давлетшина. Шумбай и Хызыр Ильяс сосущестуют в одно и тоже время - в вечности, ведут диалоги в просторах вселенной, осмысливая прошлое, свою жизнь и деяния, цену, оплаченную близкими, в обмен за воплощение идеи свободы своего народа. Переоценка ценностей и душевные муки монументальных, исторических героев делаются понятными и близкими простому человеку. Реализация подобной мистерии, нахождение способа существования актера в этом непростом жанре стало подвластно режиссеру с большой фантазией, мастеру, стремящемуся к философскому осмыслению и художественному обобщению в театральном искусстве. На «Театральном фестивале-2004» режиссер А.А. Надыргулов за спектакль «Половецкая мистерия» стал обладателем премии за «Лучшую режиссуру».
А.А. Надыргулов известен в республике и как режиссер массовых действ и представлений. Им поставлены концерты к первому Курултаю башкир (1996г.), массовые представления на ипподроме «Акбузат» (1997, 1998 и т.д.), дни культуры Башкортостана в России (Москва, 1997 г.), Правительственные концерты (с 1996 по 2005 гг.). Азат Надыргулов был художественным руководителем ТЮЗа (с 1993 по 1997 г.). Им же театр переименован из ТЮЗа в Национальный молодежный театр, С 1997 г. по 2000 г. Надыргулов является художественным руководителем БГАТД им. М. Гафури, а с 2000 г. по 2004 г. художественным руководителем НМТ РБ, ныне доцентом кафедры режиссуры и мастерства актера УГАИ им. З. Исмагилова.
Наиболее известные ученики: актеры НМТ РБ Андрей Шрайнер, Александра Комарова, Андрей Ганичев, Гульсум Бикбулатова, Радмир Абдуллин, Зульфар Ахметов и др.
Игорь Панов, Лира Лямкина - театр драмы г. Магнитогорск. В настоящее время Азат Ахмадуллович продолжает работать режиссером в различных театрах России и Башкортостана, успешно совмещая работу режиссера и педагога в Уфимской Академии искусств.

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb