Нестеров Михаил

Нестеров Михаил

Нестеров Михаил Васильевич родился 19 мая 1862 года в Уфе в купеческой семье. Советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-81 и 1884-1886) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова, в петербургской АХ (1881-84) у П. П. Чистякова. С 1889 экспонент, с 1896 член Товарищества передвижников. Жил главным образом в Москве (в 1890-1910 — в Киеве). Вначале писал в духе передвижничества жанровые картины («Знаток», 1884. Третьяковская галерея), исторические композиции («До государя челобитчики», 1886, собрание Г. Б. Смирнова, Москва), портреты; много работал как иллюстратор.

В картинах «Пустынник» (1888-89, Третьяковская галерея), «Видение отроку Варфоломею» (1889-90, там же) интересы Нестерова перемещаются в область духовно-религиозных и этических проблем, поисков просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших суетой мира. Тихая созерцательность, умиротворённое настроение, активная эмоциональная роль блёклого, серебристого широко развёрнутого пейзажа внесли новые поэтические ноты в русскую живопись. Боль за народ принимала у Нестерова форму религиозно-патриархальных иллюзий, которые проявлялись в его живописи всё сильнее; интерес к психологии верующих, к эмоциям просветления и озарения приводил художника к своеобразному драматизму («Под благовест», 1895, «Великий постриг», 1897-98, «Святая Русь», 1901-06, — в Русском музее, Ленинград; «На Руси», 1916, Третьяковская галерея). Всё явственнее обозначались в его живописи черты модерна — интерес к образной символике, сближение картины с декоративным панно, блёклость разбелённого цвета, плоскостность композиции.

В советское время реалистические начала творчества Михаила Нестерова получили качественно новое развитие. Он работал главным образом как портретист, создав замечательные образы деятелей науки и искусства. Эти портреты, в основном 1930-х гг. (П. Д. и А. Д. Кориных, 1930, А. Н. Северцова, 1934, И. Д. Шадра, 1934, С. С. Юдина, 1935, И. П. Павлова, 1935, Государственная премия СССР, 1941; К. Г. Держинской, 1937, Е. С. Кругликозой, 1938, В. И. Мухиной, 1940, — все в Третьяковской галерее), выдвинули художника в ряд ведущих мастеров живописи социалистического реализма. Их объединяют ощущение богатства духовной жизни, творческого горения, разнообразие остро выявленных характеров и гибкость в выборе средств, наиболее рельефно выражающих психологический склад и настроение человека. Портретам свойственны совершенство картинной формы, гармоничное, чёткое построение композиции, точность живописной характеристики объёма и пространства. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа («Осень в деревне», 1942, Третьяковская галерея). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Михаил Васильевич очень любил Уфу, он без нее не мог жить. Сюда он приезжал два, три раза в год. Его всегда здесь ждала мать Мария Михайловна, отец Василий Иванович и его любимая сестра Александра Васильевна.

Скончался художник 18 октября 1942 года в Москве. Его именем назван Башкирский государственный художественный музей.

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb