Мастера театральной сцены, а вместе с ними и миллионы поклонников театрального искусства, 27 марта отмечают Международный день театра. Ни с чем несравнимое искусство, где зритель становится соучастником эмоций и душевных переживаний героев, событий на сцене. Проходят годы, столетия, а театр остается самым любимым и востребованным видом искусства.
Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури играет огромную роль в развитии и сохранении театрального искусства Республики Башкортостан, уделяя в своем творчестве основное внимание национальной драматургии. В преддверии этого замечательного праздника редакции интернет-портала «Культурный мир Башкортостана» удалось взять интервью у художественного руководителя Башкирского государственного академического театра драмы имени М. Гафури Олега Закировича Ханова.
- Олег Закирович, добрый день. Разрешите вначале нашей беседы от имени интернет-портала «Культурный мир Башкортостана» поздравить Вас, в Вашем лице весь коллектив театра, с наступающим Международным днем театра. Пожелать Вам, Вашему коллективу новых премьер и хороших сезонов. Для начала, расскажите, пожалуйста, где Вы родились, о родителях, о начале Вашей творческой карьеры.
- Спасибо за ваши поздравления по случаю дня театра. Вообще это замечательно, что в мире отмечается этот день театра. Потому что место театра в мире, обществе, стране просто - колоссальное. Мы не придаем этому должного значения, потому что на сегодняшний день более важно все материальное, а то, что духовное наше составляющее требует вложений и большой оценки – мы до конца не понимаем. Литература, музыка, изобразительное искусство опера, балет и другие виды искусства вносят огромный вклад, но, я считаю, театр всегда стоит во главе духовной работы. Если кино – это переписка влюбленных, то театр, как сказал Мустай Карим, – это свидание. Живое общение, взгляд глаза в глаза, это душа разговаривает с душой без посредников, без кадров, без фотографий, без каких-то технических приспособлений – сиюминутное человеческое общение – вот этим ценен театр. Я родился 11 августа 1951 года, в деревне Кизги Архангельского района. Родители у меня актеры, мама – заслуженная артистка Республики Башкортостан Сиражетдинова Шамсинур Мурзабаевна, папа – Закирьян Ханов, народный артист Республики Башкортостан.
- То есть, можно сказать, Вы пошли по тому же пути, что и родители?
– Можно, хотя я сознательно и не выбирал, что пойду по стопам родителей. Родители не настаивали, наоборот отнеслись к моим порывам стать актером, с некоторой долей пессимизма. Как никто другой, они знали, что если ты пришел в театр, то там надо состояться. А тут очень много соблазнов, и есть очень много препятствий, которые преодолеть очень сложно. Ну, например, вот дается тебе роль, но ты не справился с ролью. Это оставляет на душе недовольство самим собой. Человеку театра обязательно, особенно на первом этапе, должен сопутствовать успех. Успех в работе над ролью – успех на сцене. Услышать аплодисменты, почувствовать волнение, и тогда человек обязательно приобретет счастье в творчестве, то есть он уже будет верить в свои силы. Родился я в Архангельском районе – но вырос в Баймаке. Потом театр перевели из Баймака в город Сибай, все детство прошло в Сибае. Закончил там среднюю школу №2 и мне повезло в жизни, что в год окончания средней школы, в Уфе открылся Государственный институт искусств. Первым ректором был Загир Исмагилов, замечательный человек, личность. В области искусства можно по пальцам перечислить таких наших титанов, как Мустай Карим, Арслан Мубаряков, Загир Исмагилов. То, что я попал под его крыло и обучался театральному мастерству в институте под руководством Загир Гариповича – это счастье. Почему я говорю под его руководством, потому что после окончания первого семестра, я и еще пятеро ребят были поставлены на исключение по профнегодности. Тогда это слово было распространенным, модным. Нас было тридцать человек, это был первый набор на театральный факультет после открытия института, и все ребята оказались башкирской и татарской национальности. Когда ректору на подпись принесли список ребят, которых нужно было поставить на исключение, он сказал: «Я тут по одному собираю ребят башкир и татар, а вы тут пачками хотите отчислять. Вы уж придумайте что-нибудь, и пусть они обучаются». Тогда Фардуна Касимовна, профессор, старейший преподаватель, она мой педагог, совместно с кафедрой, с Шаурой Муртазиной, пошли на такой ход, что из нас шестерых сделали национальную группу и курс для профессионального театра. Фардуна Касимовна, помнится, тогда поставила нам такие условия, вот если вы, ребята к концу учебного года не проявите себя, то действительно ректорат примет кардинальные решения. Вы должны доказать, что можете. Мы старались, учились, работали с полной отдачей. В общем, нас оставили. Далее мы обучались пять лет вместе с младшим актерским курсом, и к выпуску у нас сложился довольно таки симпатичный крепкий курс. Я могу назвать имена этих людей, некоторые из них и сегодня на сцене: заслуженная артистка Анфиса Хафизова, народный артист Риф Сайфуллин, народный артист Вакиль Юсупов, народная артистка Зифа Баязитова, заслуженная артистка России Суфия Курбангалиева, заслуженный артист России Рафиль Набиуллин, заслуженный артист Салават Итбаев, то есть вот такой крепкий, достойный курс. В 1973 году после окончания института, меня сразу пригласили в Башкирский академический театр в качестве актера, и с этого времени началась моя трудовая деятельность. И с тех пор вся моя жизнь в театре. Расскажу Вам забавный случай о том, что мне даже не удалось, как следует обмыть диплом после окончания института. Потому что 12 июня, помню, мы сыграли спектакль «Молодая гвардия», и в тот же день вечером я сел в самолет и улетел в Казань, где шли гастроли Башкирского академического театра имени М. Гафури. Получается, 13 июня меня приняли на работу, а уже 13 я играл премьеру спектакля по пьесе Мустая Карима «Неспетая песня». И премьера эта состоялась на сцене Татарского академического театра им. Г. Камала. То есть, как профессиональный актер я начал работать на сцене Казани. Вот такой вот интересный факт.
- Олег Закирович, с тех пор, как Вы окончили институт и начали профессионально работать по своей профессии, прошло около сорока лет. Были разные времена в Вашей творческой карьере, было время, когда Вы уезжали из республики, работали в других театрах: «Сатирикон» А. Райкина, Салаватский драмтеатр, Оренбургский областной драмтеатр…
- Скажу сразу, такого особого желания уезжать, искать себя не было. Это не поиск себя, какой уж поиск, если работая на сцене нашего академического театра, я уже успел получить звания и признание зрителей. Но так сложилось, что в 1998 году меня назначили художественным руководителем вновь создаваемого Республиканского театра юного зрителя, который родился заново по инициативе Гилязева Габдуллы Габдрахмановича. Для этого театра по его инициативе был набран курс, который он сам лично воспитывал. Проработал там я четыре года, а в академическом театре я уже работал только по приглашению, как раз в те годы родились такие спектакли, как «Бибинур, ах, Бибинур», «Великодушный рогоносец», «Он вернулся» – это очень серьезные, зрелые спектакли, которые получили государственную премию России. За роль по пьесе Ф. Кроммелинка я был отмечен премией им. А. Яблочкиной в номинации «Лучшая мужская роль» – это было в 1996 году. Ну а далее… - ну так судьба сложилась. Я сейчас не хочу говорить и обвинять кого-то в сложившейся той ситуации, но со стороны тогдашних руководителей министерства культуры ничего не сделалось для того, чтобы я мог продолжать работать здесь. Может, надо было смириться с этим, но мне этого не очень хотелось. Из театра тогда ушел Исрафилов – режиссер, который меня воспитал, не только меня, а целое поколение актеров. На его спектаклях училось не одно поколение актеров и зрителей. Такая ситуация сложилась, раз я его приверженец, мы вместе «несли» эти трудности. И когда мне предложили работать в «Сатириконе», я согласился, хотя сейчас понимаю, что это решение было с долей какой то авантюрности. Перед отъездом в Москву, я пришел к нашему руководству, сказал, что меня приглашают в Москву, как вы смотрите на это дело. Мне сказали: «Что же мы будем радоваться за вас, что наш башкирский актер работает на московской сцене». И я тогда с легким сердцем поехал в Москву и проработал там три с половиной года. Играл вместе с Владимиром Стекловым, Александром Филиппенко, Константином Райкиным и другими актерами. Очень был интересный период. Поработал с Робертом Суровым, просто замечательный режиссер мирового уровня. Было очень сложно несколько перестроиться от национального актера на актера русскоговорящего, но это тоже только обогатило мой театральный опыт. Все эти годы пока я работал в Москве, Рифкат Вакилович, который к тому времени возглавлял Оренбургский областной театр имени Горького, говорил мне, давай приезжай, хватит быть в Москве, вместе будем работать. И в 2000 году я перебрался в Оренбург и проработал там девять лет. Эти годы я тоже считаю успешными, потому что знаю, что национальный театр не дает широких возможностей играть мировую классику, у него несколько другие приоритетные задачи, это, прежде всего, национальная драматургия, и если классические названия ставятся, то не так, как хотелось бы актерам. А там я играл, к примеру, Арбенина («Маскарад» Лермонтова).
- За роль Арбенина, Вас признали победителем в номинации «За лучшую мужскую роль» на Фестивале имени Волкова?
- Да, это был фестиваль имени Волкова, – а в Тамбове, на фестивале имени Н.Х. Рыбакова, я был номинантом на звание «Лучший актер России» с этой же ролью. В Оренбурге я также занимался постановками, Рифкат Вакилович давал мне такую возможность – ставил «Женитьбу» Гоголя. С Рифкатом Вакиловичем также работали в Оренбургском институте искусств и выпустили там два курса – это ребята, которые сейчас занимают основные позиции в труппе театра имени Горького в Оренбурге.
Ну, и последнее сотрудничество, когда я уехал в Башкирию, тут уже Найля Абдулхаевна (Н.А. Сафаргулова – директор Салаватского башкирского театра драмы) «виновата», она приложила много сил для того, чтобы я вернулся сюда. Она пригласила меня возглавить Салаватский театр в качестве главного режиссера. Однако и там я продолжал сотрудничество с Оренбургским театром, мы поставили спектакль по пьесе Шекспира «Ричард III», где главную роль исполнил Ваш покорный слуга. Приятно то, что буквально вчера я получил известие о том, что этот спектакль, совместно с постановочной группой, в том числе и меня, наградили Высшей премией в области искусства Оренбургской области – «Оренбургская лира». Вот уже буквально на днях, я должен поехать получать эту премию, которая присуждается в рамках празднования Международного дня театра. Вот такие приятные события совпали именно с этим праздничным днем.
- Олег Закирович, раз уж мы коснулись Ваших взаимоотношений с Рифкатом Вакиловичем, вашей совместной работы, поговорили о специфике национального театра. Так вот, в одном из своих интервью, Рифкат Вакилович, когда у него спросили: «Вы – татароязычный режиссер, а может ли татароязычный режиссер работать в русском драмтеатре?», он ответил: «Мне кажется, национальность не имеет значения». Вы согласны с таким утверждением? Или же режиссер все-таки должен знать быт, традиции народа, в театре которого он работает?
- Конечно, в национальном театре должен работать национальный режиссер, который знает быт, менталитет народа, язык, прежде всего. Рифкат Вакилович хорошо знал башкирский язык. В советское время мы все одинаково обучались, и он, мне кажется, очень успешно справился с этой задачей. Возможно, он в совершенстве и не владел языком, по всем литературным нормам, но ведение мысли на башкирском языке у него было очень точное. Поэтому в подъеме национальной драматургии его роль была очень большой. Скажем, появление Флорида Булякова, на сегодняшний день признанного драматурга и народного писателя. Здесь же драматургия Мустая Карима, Асхата Мирзагитова, Рафаэля Сафина, Ибрагима Абдуллина. Или скажем, работа с прозаическими произведениями, в данном случае «Помилование» и «Долгое-долгое детство» Мустая Карима, которое уже сегодня вошло в классику национального театра. А что касается его работы в русском театре, если человек хорошо владеет профессией, знает все тонкости рождения спектакля, то это ему абсолютно не мешает на каком языке создавать. Национальность не имеет здесь значения. Ты или можешь ставить или не можешь ставить. Ты художник в этом деле или не художник. То есть национальность имеет значение в национальном театре. Так как национальный театр это есть место сохранения богатства языка и умножение этого богатства. Я считаю, на сегодняшний день только в национальном театре сохраняется полное живое общение на родном языке. Поэтому национальный театр – это особая стать, особое место культуры, где хранится самобытность, традиции народа.
- Насколько сегодня в России развито национальное театральное искусство? Достаточно ли внимания уделяется в республике, в стране, развитию национального театра?
- По сравнению с другими регионами, у нас ситуация более благоприятная и это не просто слова, а действительность. Посмотрите здание театров, дворцов культур – это показатель дела, не зря в свое время Муртазу Губайдулловича Рахимова наградили премией «Золотая маска» за вклад в развитие театрального искусства. В начале 90-х гг. в республике произошло много культурных событий, в частности, открытие татарского театра «Нур», детского театра «Сулпан» в Сибае, Туймазинского татарского театра, надо сказать, что в других регионах такого не наблюдалось. Нынешний Президент республики, Рустэм Закиевич Хамитов в своем Послании Государственному Собранию – Курултаю отметил, что выделяется 100 млн. рублей на гранты - это ощутимая поддержка. Также 50 млн. рублей на приобретение жилья для работников культуры на льготных условиях. Я такого в других регионах не припомню, это очень здорово, что власть поддерживает культуру.
А вообще, театр не может остановиться в своем развитии, он всегда должен быть в поисках, этого требует время. К сожалению, техническое оснащение театров, подготовка кадров на сегодняшний день оставляют желать лучшего.
- Как вы считаете, сегодня молодёжь с удовольствием идёт в театральные вузы?
- Молодежь поступает в театральные вузы. Но я думаю, их, прежде всего, привлекает то, что наша профессия публичная. Меня беспокоит это поверхностное отношение к театру, они должны понимать, что за ролью, признанием зрителя стоит сложный, можно сказать, адский труд. Меня, например, смущает наша эстрада: человека после 2–3 выступлений, называют звездой. Я считаю, надо во всем знать меру. Я понимаю, например, Лев Лещенко, Радик Гареев, Михаил Ульянов – это бесспорно, они все звезды, к тому же и многогранные личности.
- Сегодня многие театральные режиссеры, ставя спектакль, позволяют себе очень свободно «прочитывать» классику. Иногда от пьесы практически ничего не остается и произведение невозможно узнать. На Ваш взгляд, допустимы ли столь вольные трактовки классических произведений современными режиссерами?
- Я смотрю на это по-философски. Я за то, чтобы молодые режиссеры экспериментировали, искали новые формы, но желаю не превратить это в «правило». В репертуаре театра процентное отношение таких современных спектаклей не должно превышать 15–20%.
- Театральный сезон не закончен, но практически подходит к концу. Краткий анализ нынешнего театрального сезона. Что Вас порадовало, что огорчило?
- Я на этот вопрос отвечу после Республиканского фестиваля «Театральная весна», который пройдет в Уфе с 4 по 10 апреля, где профессиональные театры покажут свои удачные постановки. К сожалению, о каждом театре отдельно не могу сказать. По моему мнению, в творческом отношении более обеспечен Стерлитамакский башкирский драматический театр, где плодотворно работает режиссер Азат Зиганшин, также Национальный молодежный театр. Давайте дождемся окончания «Театральной весны», обещаю, я обязательно поделюсь с Вами своими впечатлениями.
- Олег Закирович, буквально на днях состоялось заседание Художественно-экспертного совета по кино при Министерстве культуры Республики Башкортостан. Я знаю, Вы являетесь членом этого Совета. Вы также являетесь актером театра и кино. Нет желания сняться в каком-нибудь фильме? Вообще как Вы оцениваете ситуацию, связанную с развитием киноискусства в республике? Какие перспективы, какие трудности еще предстоит преодолеть нашему кино, возможно вместе с Художественно-экспертным советом по кино при Министерстве культуры Республики Башкортостан?
- Совет по своей сути может только посоветовать. Что касается искусства, кино у нас в республике развивается очень тяжело. Было очень благое желание создать искусство кино у нас в Башкортостане. Потому что народ, у которого есть свое кино – это очень богатый народ и ему есть, что сказать через это искусство. Мы, башкиры, Башкортостан, имеем полное право сказать миру о своем родословном, о своей неповторимой культуре, об истории. И на фоне этих задач сегодняшнее состояние кино, за исключением единичных личностей, мне кажется, немножечко пущено на самотек. Те личности, которые посвящают себя этому делу, вынуждены волочить этот груз под названием республиканский кинематограф. Помните картину Перова «Тройка»: двое мальчиков и девочка тянут бочку с водой. Вот я сравниваю с этими детишками деятелей нашего кино, которые выполняют непомерный труд, стремясь развить наше кино, сдвинуть это искусство с места.
- На Ваш взгляд, этих людей так мало, которые тянут этот груз под названием республиканский кинематограф?
- Возможно, и не мало, но их явно не хватает. Я не скажу, что нет внимания. Есть внимание, есть уже созданные работы. Есть желание сделать, но мне кажется, нужны личности. Вот посмотрите, по какому пути пошел Казахстан. Они пригласили Бодрова-старшего возглавить казахстанское кино. Созданный им фильм «Монгол», уже вышел на мировой уровень и уже о Казахстане говорят иным языком. Может быть, по такому пути пойти? Конечно же, это требует укрепление материальной базы, киноаппаратуры. Я, конечно, примитивно говорю, потому что не очень владею тонкостями кино. Поэтому, мне кажется, что нужно приглашать признанных мастеров. Тогда появятся произведения, отражающие лицо нашего народа, его судьбу. А это требование времени. Ведь кино – это тоже зафиксированная история. Вот мне очень понравился фильм Айсуака Юмагулова «Головоломка». Там Ильшат Халилович Юмагулов играет. Он дарит своему внуку эту головоломку, которая рассыпалась у него в руках, и он не знает, как восстановить эту головоломку, это очень интересный ход. А сегодня – не оторвались ли мы от тех корней, которые у нас были? Не теряем ли мы ту связь, которая нас связывала с прошлым? Вот о чем говорит этот фильм. И мне это так приглянулось. А если бы он имел финансовые возможности, тогда, может быть, пригласил бы и других российских признанных актеров. Ведь зритель, когда слышит имя известного артиста, то он и реагирует по-другому: «Ага, Марат Башаров играет в этом фильме». Уже интерес другой к этому фильму! То есть у искусства кино в республике есть очень много вопросов, которые надо решать. Я за то, чтобы у нас было это искусство. Даже не потому, что я хочу сниматься. Для актера кино – это возможность зафиксироваться на киноленте. Если бы пригласили сниматься, я бы не отказался. Потому что это интересно, хотя опыт съемок есть и в Мосфильме, и в нашем фильме «Всадник на золотом коне». Всей душой поддерживаю развитие кино в республике. Это очень дорогое искусство, требует вложений, но вклад через долгие-долгие годы оправдывается, потому что, все это останется в истории, во времени.
- То есть, получается, есть люди, есть желание, но нет конкретного определенного лидера, авторитетного, признанного, который мог бы тащить все это бремя на себе.
- Я думаю что да, нужна личность.
- Олег Закирович, чем сегодня живет Ваш театр. Вы около года работаете в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури. Есть ли какие-то новые мысли, идеи?
- Это появление новых названий в репертуаре театра, новых постановок. На счет идей, на мой взгляд, нужно восстановить и уже привить для наших актеров тот принцип работы, который существовал в прошлом. Принцип работы в то время был следующий – это искреннее и подлинное проживание на сцене всей роли, то есть судьбу персонажа пьесы. Нужно в это поверить и быть им. Не казаться, а быть им. К сожалению, 90-е годы принесли в менталитет Башкирского театра другие понятия. Наш театр, актеры, репертуар театра всегда славились своим романтизмом, искренностью, убедительностью и проникновенностью, эти направления сегодня, мне кажется, размываются. Я обо всех не скажу. Есть актеры, которые и раньше работали на таком профессиональном уровне и они сегодня, слава Богу, продолжают трудиться. Но отсутствие постоянной тренировки, отсутствие постоянной поддержки тонуса у них тоже начало ослабевать. Это естественно. Надо сейчас вернуть, грубо сказать, «спортивную форму», когда подвластно будет исполнение любой роли на уровне подлинного проживания, подлинной убедительности, чем всегда славился Башкирский театр, чем покорял своих зрителей. Скажем спектакль «Судьба – не судьба», спектакль Хеллы Вуолийоки «Каменное гнездо» может быть, не все помнят, у нас он шел под названием «Чужая звезда». Замечательные, яркие актерские работы были. Это, пожалуй, спектакль, в котором сплошь играли наши корифеи сцены, россыпь таких актерских удач: Асия Нафикова, Ахтям Абушахманов, Зайтуна Бикбулатова, Зинира Атнабаева, Тансулпан Бабичева! Даже Шамиль Рахманович Рахматуллин в такой эпизодической роли Пастыря выглядел очень смешно. А там еще, помнится, играл и Биктимир Муллабаев. До чего он был смешон и обаятелен! Манера его игры, это просто здорово. То есть, то, что присуще нашему театру нужно возвращать сейчас, прививать молодым актерам. В этом я тоже вижу свою конкретную задачу. Первая работа в нашем театре после возвращения, к которой я обратился – это спектакль по пьесе А. Островского «Бесприданница». Почему? Хотя есть фильм «Жестокий романс», но это жестокий романс, а мы ставили жесткую драму. Вот выпустили «Белый пароход» – это серьезный разговор о состоянии нашего общества сегодня. Это же надо, как Чингиз Айтматов писал, просто диву даешься, что в те годы он написал такие строки! Он говорит правду, он поднимал вопрос о детском суициде. Почему мы дошли до такого?! Да, мы живем в каких-то новых условиях, но нравственные принципы, родовая связь, наши истоки – они никуда не ушли. И мне кажется, этот спектакль отвечает запросам сегодняшнего дня. Хотя приемы, прием игры, прием постановки этого спектакля, скажем так, европейский. Потому что спектакль поставил Линас Зайкаускас, литовец по национальности, признанный уже российский режиссер. Он, надо сказать, сумел сохранить то, что присуще тюркскому народу. Это беспокойное отношение к своей семье, своему роду, из-за того, что мы не столь многочисленны, сохранение ценностей и традиций своего народа. Мне кажется, ему удалось это передать. И в этой работе мы постоянно уделяли внимание, в первую очередь, правильному произношению на сцене, ну и, конечно, подлинному проживанию своих, даже небольших ролей. И я думаю, что удача Светланы Хакимовой это не случайно – совершенно необычно она появилась в этом спектакле. И то, что появилась Гюлли Арслановна Мубарякова в совершенно необычной для себя роли – это тоже не случайно. Гульфия Рафикова, наши молодые актеры – Фанис Рахметов, Ситдиков Айнур в роли Мальчика. Они тоже очень интересны. Но вся эта работа потребовала от всех просто колоссального напряжения! И сейчас мы более и менее от этого начинаем отходить. И в этой работе я следил за тем, чтобы прийти именно к такому исполнению, о котором я говорил выше. Сейчас Гульдар Ильясова начинает работу над пьесой Ралифа Кинзябаева, начались репетиции. Называется, если так подстрочно перевести на русский язык - «В ожидании молитвы отпевания». Совершенно необычная для башкирской драматургии пьеса. Очень надеюсь, что своей необычностью придется по душе нашим зрителям и любителям театра. Мы выпустили спектакль «Цыплёнок из букваря», моно-спектакль с Алмасом Амировым в главной роли. Тоже необычная постановка. Но уже у него появилась вот эта подлинность проживания и убедительность. В течение почти целого часа он держит внимание зрителей и зритель следит, заинтересованно следит за тем, что он делает на сцене! В общем, вижу свою задачу в возвращении принципа игры, что касается общего построения репертуара, то отказываться от того что было до меня, мне кажется, не стоит.
- Подытоживая наш разговор, скажите, на какой спектакль Вы бы купили билет сегодня?
- Я бы на многие спектакли купил билеты. Я бы купил билет на спектакль Русского театра, мне очень интересно посмотреть спектакль «Деревенские байки» на сцене татарского театра «Нур». Мне хотелось бы увидеть спектакли Молодежного театра, они тоже активно работают. Там спектакль поставил приглашенный режиссер. Я бы предложил купить билет на спектакль «Белый пароход» и другие наши спектакли. Есть достойные, интересные работы на которые можно прийти, купить билеты и не пожалеть об этом.
- Спасибо Вам за беседу, Олег Закирович. Разрешите, от имени редакции интернет-портала «Культурный мир Башкортостана» еще раз поздравить Вас, Ваш коллектив, с Международным днем театра и пожелать Вам новых творческих успехов!
- Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить своих коллег с этим замечательным праздником! Хочу пожелать им вдохновения, новых ярких постановок, смелых идей, энергии талантливых режиссеров и активных зрителей! Национальный театр вносит свою лепту в развитие культуры и искусства, ведь это, действительно, место сохранения богатства и развития языка.