Этно-рок группа «Аргымак» активно работает над новым проектом – туристический музыкальный маршрут по Башкортостану. Художественный руководитель Ринат Рамазанов в беседе с редакцией портала «Культурный мир Башкортостана» рассказал об интересных фактах из истории коллектива и оригинальных идеях, которые ждут поклонников творчества группы «Аргымак».
На сегодняшний день этно-рок группа «Аргымак» является одним из самых популярных и востребованных башкирских коллективов. Как создавалась группа, как Вы собрали всех нынешних участников?
Формирование коллектива – вопрос, на который можно давать ответ до самого утра. Одно искреннее желание человека, его намерение, по-башкирски значит «ниәт», может делать многие вещи. Если оно искреннее, светлое, хорошее, то обязательно всё получается. Поначалу мы сами не понимали необходимость и важность создания этого коллектива. Но, со временем приходит осознание и понимание. Сейчас мы привыкли работать, как единый организм. Знаем, у кого какой характер, прислушиваемся друг к другу.
Первые пару лет была текучка людей. Сегодняшний костяк, казалось, собрался случайно. Но, как показывает практика, случайности не случайны. Например, перкуссионист Радмир просто случайно заглянул на репетицию, а на следующий день уже поехал с нами в Стерлитамак. Изначально группа создавалась как коллектив молодых студентов, друзей, коллег. Всем составом часто ходили на тусовки. Сейчас каждый из нас семьянин, у большинства есть дети. На сегодняшний день мы работаем при филармонии, а «Аргымак» перерос во взрослое осознанное предприятие. Мы начинали практически с нуля, не имея никакой материально-технической базы. В 2011 году дали первый сольный концерт нынешним составом. В нашей команде так же появились девушки, которые занимаются концертной деятельностью, рекламой. Процесс формирования был нелёгким, но очень интересным: от уровня художественной самодеятельности до профессионального коллектива.
Можно смело утверждать, что Вы пропагандируете башкирское искусство, несёте это в массы. Проект «Музыка, рождённая ветром…» совместно с Национальным оркестром народных инструментов имеет колоссальный успех. Какие цели изначально вы преследовали, создавая данный проект? Получается ли реализовать намеченное?
«Музыка, рождённая ветром…» – проект, сформированный из нескольких разных идей: программа оркестра, наша программа, общественная деятельность, пропаганда башкирской культуры… Как обычно, в кабинете у директора БГФ им. Х. Ахметова происходят бурные обсуждения, фонтан идей. С Айдаром Хизбулловичем разговаривали по поводу проведения большого мероприятия в стиле «День культуры» в районах с компактным проживанием башкир: Пермский край, Курганская, Оренбургская, Челябинская области. В программе мероприятий – показы башкирского кино, заседания курултая, союза кураистов, совместные выступления творческих коллективов. Проект имеет большой успех. Над этим работает целая команда ребят. Совместными стараниями получилось что-то хорошее и светлое. Радует, что у нас есть такой креативный директор, готовый выслушать и поддержать новые идеи. Надеемся, что ещё не раз увидим проект на сцене городов России и регионов Башкортостана.
Расскажите подробнее об этно-роке. Что Вас вдохновило на такое направление? Как его воспринимали в начале и сейчас – есть ли разница?
В то время, когда создавался коллектив, в творческом пространстве современного Башкортостана, кроме команды Роберта Юлдашева, практически не было аналогичного направления. Были национальные оркестры, но без совмещения с современной музыкой. Мы слушали этно-рок в исполнении тувинских, казахских, монгольских коллективов, интересное сочетание рок-музыки с народными инструментами. У нас получилось нечто другое. Сейчас мы готовы отказаться от определения нашего творчества как «этно-рок», так как оно не совсем актуально и сужает границы направлений. В момент формирования это, конечно, было в новинку. Но сегодня спектр наших жанров значительно расширился: регги, диско, кантри, латина, духовная музыка мунаджат, традиционный фольклор, рок, восточные ритмы, африканские сочетания. В нашем творчестве также появляются современные стили, такие как Lounge, Ambient.
Задача коллектива – подстраиваться под вкусы современной молодёжи, пропагандировать традиционную башкирскую культуру, привлекать внимание к языку, культуре. Поэтому нужно менять формат музыки относительно течения времени.
Расскажите подробнее о музыкантах «Аргымака», какая атмосфера царит в группе?
Атмосфера в группе наипозитивнейшая. Радмир – человек-настроение: то ярко светит, то скроется за тучками. Он способен заразить всех смехом, но если Радмир не в духе, будьте уверены, что вам тоже не поздоровится. Алик – умный и остроумный парень. Он и Айрат с виду спокойные, но иногда выдают такие эпические высказывания, что они обязательно становятся крылатыми фразами нашего коллектива. Умеем повеселиться и отдохнуть, но в то же время, когда нужно серьёзно потрудиться, ребята оперативно включаются в рабочий процесс. Коллектив у нас очень весёлый, Камеди клаб отдыхает (смеётся).
Вопрос как к художественному руководителю группы: какие проблемы возникают у руководителя и как Вы их решаете?
Называть меня руководителем – не совсем правильно, мы все в группе равные. Как в студенчестве начинали друзьями, так и стараемся поддерживать эту атмосферу сегодня. Проблемы, конечно, бывают, как и у всех. Мелких конфликтов не избежать – это нормально. До чего-то крупного, катастрофического не доходит. Решаем всё по мере поступления, вместе.
Как для любого коллектива, основной проблемой становится финансовая сторона. Сейчас мы заручились поддержкой Министерства культуры Республики Башкортостан, филармонии имени Хусаина Ахметова. Работаем над новой программой, выпускаем отдельные синглы. Если раньше мы записывались в условиях домашней студии, то сейчас явно заметен прогресс уровня новых произведений. Нам выделили штат при филармонии, это очень важно. Благодаря этому, конечно, мы стараемся развиваться и расти в этом направлении.
Расскажите, как Вы подбираете репертуар, из чего он состоит, и от чего зависит выбор песни.
Репертуар состоит из разных народных композиций: эпосы, кубаиры, сказания, мелодии, напевы. В фонотеке института искусств имеются магнитофонные кассеты, где сохранились оригинальные фольклорные записи, которые были собраны нашими фольклористами в районах республики. Мы всё это слушаем, стараемся понять, на какой современный жанр можно положить их ритмически, по настроению. Допустим, если это песня про батыра, который скачет на коне, то, конечно, здесь должно быть нечто брутальное. Напротив, если это картины природы, светлые лайтовые образы, то нужно прибегнуть к лирике акустической гитары, думбыры, шумовым эффектам перкуссии. Многие композиции трансформируются со временем, иногда до неузнаваемости.
Мы всё еще находимся в творческом поиске. Ищем новые формы, жанры. Исполняем авторские сочинения в разных стилях о красоте природы, силе духа и многое другое. На совместных репетициях происходит придумывание партий, каждый вносит что-то своё, в итоге получается общее законченное произведение. Пусть не всегда понятное, но прикольное.
Зачастую мы стараемся выбрать записи оригинальные, необычные, редко исполняемые, некий музыкальный самородок. Одна из композиций пришла к нам из австрийского архива. Знаменитый фольклорист-собиратель Юлай Гайнетдинов дал нам послушать песню Заки Валиди, на записи голос его сподвижника Галимьяна Тагана. Мы постарались её трансформировать в современное звучание, сохранив при этом народность и дух патриотизма того времени. Также, например, в современном звучании мы стараемся сохранить оригинальность кубаира «Акхак-кола» в исполнении Асии Гайнуллиной: неквадратную метрику, нестандартный размер, самобытный строй.
В каких городах Вы выступали с гастролями, какое место запомнилось больше всего? Как Вас принимают за рубежом?
Мы побывали с гастролями во многих городах России и за границей: ближнее зарубежье, страны Средней Азии, Европа. Прошлым летом съездили в Китай. Каждая страна по-своему интересна и красива, везде свои традиции, культура, кухня, достопримечательности. Яркие впечатления остались от Великой Китайской стены, пирамиды племени майя в Мексике, белый мраморный город Туркменистана Ашхабад, Эйфелева башня в Париже, Тауэрский мост в Лондоне. Где бы мы ни были, больше всего нам нравится наш родной Башкортостан. Зарубежные представления – это престиж, имидж коллектива, хороший заработок. Но самые дорогие сердцу концерты – это те, которые проходят в самых отдалённых районах, сёлах и деревушках республики.
Наша программа – что-то необычное, эксклюзивное. У каждого народа есть своё уникальное народное творчество, поэтому самые оригинальные проекты обычно основаны именно на фольклоре. Конечно, у разных народов можно найти что-то общее. Например, казахскую, киргизскую и башкирскую культуру вполне можно назвать побратимами. А в странах Западной Европы особенности башкирской музыки, в том числе горловое пение, рассматриваются как экзотика. Радует, что везде, где мы выступали, зрители принимали нас очень хорошо.
Ваши концерты – это целое шоу. Как Вы можете описать своего слушателя, кто он – Ваш зритель? Ведь все-таки «Аргымак» – это не только музыка, но ещё и зрелище.
Наш зритель не ограничен какими-то возрастными рамками. Программа выстроена очень разнообразно: на слушателя любого возраста, предпочитающего любое направление. В каждый концерт помимо нашей музыки, стараемся вложить что-то новое: шоу барабанщиков, танцы, песочное шоу, звуковые эффекты. Многие попадают на концерт случайно или по совету знакомых, но всегда уходят от нас с хорошим настроением – это главное.
Приоткройте завесу тайны немного. Расскажите о Ваших новых проектах. К примеру, мы слышали, что вы планируете создать культурно-туристический музыкальный маршрут по Башкортостану. Что это и как вы будете его реализовывать?
Как я уже говорил, сейчас мы работаем над новыми композициями. Скоро их можно будет послушать на различных платформах. Готовимся к сольному концерту 20 апреля.
В рамках музыкально-туристического маршрута, так называемого «music-bus» от Аргымак, планируются поездки по памятникам природы и святым местам, в то же время мы будем рассказывать легенды об этих местах, показывать фильмы, исполнять композиции. Таким образом, турист, прибыв к месту своего отдыха, будет хорошо информирован об особенностях этой местности, её истории и культуре. Живое исполнение прямо внутри автобуса, хорошее звуковое оборудование, весь спектр наших инструментов. Конечно же, эта идея требует продумывания всех деталей: удобное расположение кресел, обеспечение безопасности движения и т.п. Надеемся, что в скором времени уже сможем возить наших первых музыкальных туристов.
Благодарим за беседу и желаем Вам успехов в реализации проекта.