Талант заслуженного артиста Республики Башкортостан Нагима Нургалина позволил создать целый театр одного актёра с богатым репертуаром
Я никогда не думала, что однажды, оказавшись на спектакле «Лавина» Т. Джюдженоглу в Национальном молодёжном театре РБ им. М. Карима, буду так заворожена и полностью поглощена великолепной игрой артиста, чьё имя – Нагим Нургалин. Почему? Потому, что ушла со спектакля влюблённой, даже немного растерянной. Потому, что он мне подарил радость общения с прекрасным. В его ролях столько искренности, простоты, самопожертвования, столько человеческого и мудрого. Сегодня Нагим Нургаллин отмечает свой юбилей.
- Нагим Зайлагиевич, как Вы пришли в театр?
- Я ещё с семи лет знал, что стану артистом. В детстве без меня не проходило ни одно школьное мероприятие. Я неплохо танцевал, был в составе ансамбля народного танца «Йэшлек». После армии я пошёл учиться в Уфимский институт искусств на курс Фардуны Касимовны Касимовой и Габдуллы Габдрахмановича Гилязева – это был специальный курс для открывающегося в Уфе ТЮЗа. И так я с первого дня существования театра работаю в нём артистом.
Начало творческого пути Нагима Нургалина совпало с рождением первого Театра юного зрителя в Уфе. Сегодня это - Национальный молодёжный театр РБ им. М. Карима, известный далеко за пределами республики. Нагим Зайлагиевич преданно служит театру двадцать четыре года, им сыграно более 60 ролей. А в 1999 году артист был удостоен Почетного звания «Заслуженный артист РБ». За роль Мужчины в спектакле – притче «Лавина» Т. Джудженоглу в «Рейтинге-2004» артист стал победителем в номинации «Лучшая мужская роль». В 2003 году - за роль Труффальдино в спектакле «Слуга двух господ» К. Гольдони стал победителем Республиканской театральной премии «Алтын Ай».
Национальному молодёжному театру РБ им. М. Карима очень повезло с Нагимом Нургаллиным, он обладает редким тонким и глубоким природным юмором, любовью к шуткам, способностью развеселить самого мрачного человека. Его сценические образы отличаются богатством бытовых красок, выразительностью деталей, национальным темпераментом, наблюдательностью.
В самом начале творческого пути московские критики назвали артиста «башкирским Чаплином» в далёком 1991 году, когда на I Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» Нагим Нургалин за роль Белогубова в спектакле «Доходное место» А. Островского был удостоен приза «Надежда».
- Нагим Зайлагиевич, критики тогда не ошиблись?
- Роль Белогубова в «Доходном месте» А.Н. Островского – моя первая большая роль в театре. Почему «Чаплин»? По натуре я очень темпераментный, бегал, не мог усидеть на одном месте. В спектакле я исполнял массу трюков.
- Что Вы хотите передать в своих ролях?
- Я всегда был исполнителем главных ролей в комедиях, но было желание играть и драматические роли. Я считаю, что актёр полностью раскрывается тогда, когда исполняет не только то, что ждёт от него зритель, но и что-то другое. Я постоянно вспоминаю слава режиссёра Азата Надыргулова: «Нагим может играть и психологические драмы, и трагедии». Конечно, актёра нужно «ломать», чтоб он не шёл по одной линии, чтоб он над собой работали. Актёр должен принимать критику и меняться.
- Расскажите о ролях в спектаклях для детей.
- Кого только я не играл в сказках! Собаку, Зайчика, Свинью, Паука, Принца Лимона и т.д. Работа в любом спектакле для детей - большое удовольствие.
- Взрослый и ребёнок. Для кого Вам труднее и ответственнее сыграть?
- Восприятие ребёнка – чистое, неподдельное, и от происходящего на сцене он ждёт всё и сразу без фальши. Этого дети не прощают. Со взрослыми проще. Хотя интерес к спектаклю пропадает одинаково, и дети, и взрослые мало чем отличаются при этом. Малыши шуршат, крутятся, зевают, а взрослые помимо шуршания, смотрят в сотовый телефон. Для меня куда ответственнее играть для детей.
- Возникал ли когда-нибудь страх перед сценой?
- Что-то необъяснимое происходит со мною, особенно перед премьерой. Раньше у меня очень сильно дрожали колени, хрипел голос. Хотя роль я знаю «от и до», отлично владею текстом, готовность стопроцентная, но, перед самым выходом на сцену, как только слышу знакомый гул публики, начинают дрожать колени. Это как «в первый раз», очень-очень волнительно, но приятно.
По своей энергетике артист обладает значительной остротой и напористостью. В его характере можно уловить намёк на мечтательность и романтизм. Не зря имя Нагим в переводе на русский язык означает «счастье, спокойствие, благополучие, безбедная жизнь», «сладкий вкус, удовольствие, наслаждение; кушанья, яства». Нагим Нургалин действительно притягивает к себе взор зрителя, как магнит. Обаяние, которое веет от него, невозможно забыть, он очень узнаваем публикой. Зритель его любит и ждёт его появления на сцене. Это и есть качества поистине народного артиста. «Любимец публики» он не только театральной, но и телевизионной.
- Нагим Зайлагиевич, расскажите о своей телевизионной жизни.
- Я совмещаю работу в театре с работой в кино. Много снимался и продолжаю сниматься в художественных фильмах, сыграл роль Юлдашева в фильме «Седьмое лето Сумбель», роль Караякупа в фильме «Долгое-долгое детство», роль Аюханова в фильме «Медведь» и много других ролей. Недавно на телеканале БСТ запустили проект - телевикторина «Алтын тирмэ» («Золотая юрта»). Я человек азартный, с удовольствием прошёл кастинг. Работа на телевидении мне нравится, в этом году меня даже признали лучшим ведущим БСТ. Человек должен пробовать себя во всём, если есть такая возможность.
Вернёмся в Национальный молодёжный театр РБ им. М. Карима. К юбилею Заслуженного артиста РБ Нагима Нургалина в театре пройдёт премьера моноспектакля «Ледниковый период» Алекса Тарна, режиссёр которого Азат Зиганшин, художник Альберт Нестеров. Как известно, моноспектакль - это настоящий «театр одного актёра». Явление уникальное и очень сложное: играть, а не заигрывать перед публикой, поднимать зрителя к высотам истинного искусства. Прежде всего – это театр искренности и подлинного актёрского мастерства.
- Нагим Зайлагиевич, почему Вы остановились на «Ледниковом периоде»? Это был ваш выбор или выбор режиссёра?
- Это был наш общий выбор. Я сразу сказал, что не хочу ничего делать на большой сцене, не люблю, когда «загоняют» зрителя, ведь не все порой понимают, зачем и куда пришли. Юбилейную премьеру я хочу посвятить не широкой публике, а тем, кто меня знает, уважает, любит, ходит на мои спектакли.
При первом перечитывании пьесы, я понял, что это «моё». В жизни я довольно-таки беспомощный человек. Когда я вне театра, например, в магазине, автобусе на озлобленность, холодность, а порой и хамство людей я не умею отвечать, я всё держу в себе, потом хожу и думаю, переживаю. Чувства, переживания, мысли героя чем-то сродни моим.
Моноспектакль – это невероятно тяжело, но я хочу сам себя «попробовать»: готов ли я один больше часа держать внимание зрителя, выйду ли я на этот уровень? Думаю, каждый актёр должен через это пройти, попробовать себя.
- Главный герой – Мусорщик, он же Старьевщик – бомж, бродяга с огромным узлом вещей, который он возит за собой. Какие идеи Вы хотите донести до людей через этот непростой образ?
- У моего героя есть прошлое, о котором он рассказывает: умер сын, ушла жена, хотя он был перспективный человек, хороший психолог. Но потом герой всего лишился. Это может произойти с каждым.
- Герой – маргинал, гонимый обществом. Вы будете призывать зрителя к жалости?
- Тема в спектакле очень актуальна. Благодаря ей я стал внимательно наблюдать за подобными людьми на улице. Я пытаюсь разглядеть в бомже его прошлое, понять, была ли у него семья. Мы же все люди, мы должны быть внимательными друг к другу. Мир стал очень жестоким, люди озлоблены, но так не должно быть! В пьесе, я надеюсь, и в спектакле раскрывается тема гуманности, толерантности. «От сумы до тюрьмы не зарекайся», не считай, что что-нибудь может уберечь тебя от несчастья. Бомжом, собирающем мусор возле свалки сегодня, к сожалению, может оказаться любой. Недаром в конце спектакля герой раздаёт листочки на подпись, это обобщает тему.
- Было ли что-то подобное Мусорщику/Старьевщику в Вашей сценической биографии?
- Нет.
- Было ли у Вас когда-нибудь желание сыграть Гамлета У. Шекспира? Именно у Вас получилось бы передать сумасшествие и внутренний темперамент.
- Конечно. Более того, у режиссёров: А. Надыргулова, и М. Кульбаева была идея поставить «Гамлета» со мной в главной роли. Мне больше всего нравится вариант Гамлета, сыгранный В. Высоцким.
- Ваша заветная мечта?
Мечта – это здоровье и благополучие детей. Сын пошёл по моим стопам, тоже работает в театре, а дочь хоть и хотела стать актрисой, но выбрала профессию журналиста.
Беседовала заведующая литературной частью Национального молодёжного театра РБ им. М. Карима Елена Ерохина