В Уфе завершились съёмки художественно-документального короткометражного фильма «Маяковский и две Элли». Сегодня мы беседуем с режиссером, сценаристом и продюсером фильма – актрисой Национального молодежного театра имени М. Карима РБ Эльвирой Шрайнер. Короткометражный фильм раскрывает новые грани личности поэта Владимира Маяковского и повествует о его чувствах к женщине, родившейся и выросшей в селе (с 1942 года носит статус города) Давлеканово.
– Эльвира, расскажите о том, как возникла идея создания фильма?
– Идея создания фильма пришла ко мне в прошлом году. Тогда я работала над другим проектом - документальным фильмом "Перелистывая страницы", который посвящен немцам, проживающим на территории Башкортостана. Когда искала материал по данной теме, совершенно случайно наткнулась на эту историю любви поэта Владимира Маяковского и нашей землячки по имени Елизавета. История меня очень заинтересовала, и я подумала, что обязательно сделаю фильм на ее основе. Я обратилась в Союз театральных деятелей России со своим проектом и заявкой для получения гранта. Мне её одобрили. Благодаря поддержке Союза и своей команде получился фильм "Маяковский и две Элли". У нас сложилась замечательная команда, с которой мы сняли уже несколько фильмов, удостоенных различных наград на кинофестивалях. Это Ренад Еникеев, Анна Дубакина, мой муж, заслуженный артист РБ Андрей Шрайнер и другие талантливые творческие люди.
– Чем привлекла вас эта история?
– История удивительна тем, что связана с Башкортостаном. Вот это мне было очень приятно. Имя Маяковского я никоим образом не связывала с нашей республикой. Раньше он представлялся мне героем с плакатов. А в этой истории раскрылись такие грани личности, такая душевность и теплота пролетарского поэта, что мне это очень импонировало.
История, может быть, покажется кому-то обычной. Это история любви. В Давлеканово жила семья немцев меннонитов, их фамилия Зиберт. Меннониты появились в России в 1789 году, когда императрица Екатерина II выделила им для заселения пустующие земли. В 1854 году появились колонии меннонитов в Поволжье.
Примерно тогда предки Зиберт переселились в Давлеканово: Елена - из Крыма, Петр - из Украины. Они встретились в Давлеканово, поженились. У них было девять детей. Они были зажиточной семьей. Петр занимался экспортом зерна, Елена - домашним хозяйством и семьей. Дети получили прекрасное образование, свободно разговаривали на трёх языках - немецком, французском, английском. У Петра были очень обширные деловые связи вплоть до Японии и Америки. Он часто ездил в зарубежные страны и иногда брал с собой семью. Сохранились фотографии с тех путешествий. Я считаю, что это были удивительные и долгие поездки, потому что не было самолётов.
После революции семья была вынуждена эмигрировать в Канаду. Все это случилось благодаря их старшей дочери Елизавете Зиберт. Она сделала хорошую карьеру. Работала сначала в Уфе, потом в Самаре, позже - в одном из посольств Москвы. В Москве познакомилась и вышла замуж за англичанина Джорджа Джонса, который посодействовал тому, чтобы семья эмигрировала в Канаду. Исследователи жизни Елизаветы Зиберт склоняются к мнению, что это был фиктивный брак, необходимый для нее на тот момент.
Семья Джонсов эмигрировала в Нью-Йорк. Спустя год-полтора в Нью-Йорке на Манхэттене Елизавета встретилась с Владимиром Маяковским.
Мне не хочется пересказывать всю историю, думаю, будет интереснее посмотреть все это в фильме. Отмечу, что это была невенчанная жена Маяковского. Мы знаем, что он никогда не был женат. От этой любви осталась дочь Хелен Патриция Томсон. Еще когда Елизавета уехала жить в Нью-Йорк, её стали называть Элли. А дочь Хелен Патрицию тоже сокращенно звали Элли. Поэтому фильм и называется "Маяковский и две Элли".
– Как воссоздавали американскую и российскую атмосферу начала ХХ века?
– Художественные моменты в фильме показаны в стиле 20-х годов ХХ века, то есть такое черно-белое немое кино с музыкальным сопровождением. Мы совмещали съемки с документальными хроникальными кадрами. Получился интересный синтез.
Для нью-йоркских съемок я нашла очень похожую локацию в Уфе – за парком Якутова есть жилой комплекс "Аристократ", который по архитектуре напоминает Америку 1920-х годов.
Нам также посчастливилось побывать и провести съемки в сохранившемся особняке семьи Зиберт. Мы даже снимались за большим обеденным столом этой удивительной семьи, который находится в музее. Еще в создании фильма нам помогла директор дома-музея Владимира Ленина в Уфе Гульназ Хусаинова, где мы снимали сцену работы Маяковского в своем кабинете.
– История отношений Маяковского с нашей землячкой мало изучена. Как вам удалось найти документальные материалы?
– Да, в интернете не так много информации об этой истории. Очень помогли директор Давлекановского историко-краеведческого музея Массар Мухаметзянов и краевед Сергей Иванов. Они предоставили материалы, фотографии.
Еще в создании фильма "Маяковский и две Элли" участвовала заслуженный деятель искусств Башкортостана Майя Фаттахутдинова. Патриция Томсон дважды приезжала в Россию. В первый приезд посетила Музей Маяковского в Москве, позже, 2002 году, Давлеканово, где находится небольшой музей поэта. Кстати, Патриция в своей книге про Башкортостан вспоминала эти два музея и отметила, что маленький музей в провинции ей понравился больше. Майя Спартаковна сопровождала ее везде
и являлась переводчиком. Много интересного, трогательного она рассказала о встрече с Патрицией.
Майя Спартаковна также перевела две книги Патриции Томсон. Издание "Мое открытие Башкортостана" она посвятила поездке в наш край, а книгу "Маяковский на Манхэттене" написала на основе мемуаров своей матери Элли Джонс (Елизаветы Зиберт). Вторая книга посвящена истории семьи Зиберт, воспоминаниям о встрече с Маяковским и рождении дочери. Книга мне очень помогла в работе над фильмом, многие документальные моменты, написанные в ней, легли в основу картины.
– Откуда у вас интерес и трепетное отношение к истории немцев, проживающих на территории Башкортостана?
– Мой муж тоже является представителем поволжских немцев. У его дедушки и бабушки, живших в период Великой Отечественной войны, были очень трагические судьбы. Я подумала, зачем ограничиваться историей одной семьи, когда можно более глобально посмотреть на тему и узнать историю поволжских немцев. Поэтому в фильме "Перелистывая страницы" переплетаются многие истории немцев, проживающих сегодня на территории Башкортостана, а также живших во время Великой Отечественной войны и ранее.
– Какие качества поэта Владимира Маяковского впечатлили вас больше всего в процессе создания фильма?
– Прочитала в книге "Маяковский на Манхэттене" воспоминания Элли Джонс. Она рассказывала о том, как они расставались. Они понимали, что скорее всего больше не увидятся, что принадлежат к разным мирам, совершенно разным сословиям. Он уговаривал ее поехать проводить его на корабль. Они шли вместе с его друзьями, почитателями его таланта. Элли Джонс признается, что для неё это прощание было очень тяжёлым. Когда она вернулась к себе домой, увидела, что вся её постель усыпана незабудками. Это был такой галантный, романтический жест от поэта, который потратил все свои деньги, уезжая из Америки. В итоге ему пришлось возвращаться в Россию третьим или четвертым классом.
Еще сохранилось письмо Маяковского к Элли Джонс. Оно называется "К двум Элли". Тоже характеризует его как тонкого, чувствительного человека. Он написал это письмо после встречи в Ницце. Когда родилась его дочь, он узнал об этом из переписки. Он посетил Елизавету и дочь в тот момент, когда они проводили лето в Ницце. Это была единственная встреча отца с дочерью. Сразу после отъезда Маяковский написал это письмо, нежное, полное любви, закончив его так: "Целую все ваши восемь лап. Ваш Вол". А письмо начинается "Мои дорогие, любимые две Элли". Содержание письма очень теплое, трогательное. Мне кажется, он мог бы стать трепетным и нежным отцом, если бы судьба сложилась по-другому.
– Эльвира, спасибо, что продолжаете изучать неизведанные страницы истории нашей республики и создавать документальные фильмы на их основе. С нетерпением ждём выхода в свет фильма "Маяковский и две Элли"!
– Весной в Уфе и Давлеканово состоятся премьерные показы. Пока мы отправляем фильм на российские и международные кинофестивали.
Беседу вела Нурзия Хасанова.