В Уфе с 8 по 13 апреля 2023 года прошли гастроли одного из самых ярких и легендарных российских театров – Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. 10,11 апреля состоялся показ одного из гастрольных спектаклей под названием «Ромул Великий». Режиссёр постановки – Уланбек Баялиев, сценография и костюмы - Евгения Шутина, музыка Фаустас Латенас, художник по свету - Тарас Михалевский.
Спектакль повествует историю правления императора Западной Римской империи Ромула Августула. Отмечу, что это не историческая пьеса, тем более – не древнеримская. «Ромул Великий» – пьеса швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта, написанная в 1948 году и впервые опубликованная в 1949 году. Произведение прозвучало со сцены проникновенно и злободневно. История, как известно, повторяется…
Слова и действия героев очень точно отражали наши сегодняшние реалии. Особенно, когда окровавленный префект кавалерии Спурий Тит Мамма (Виталийс Семёновс), который скакал и не спал 2 дня и 2 ночи, хотел донести весть императору, сталкивается с ужасающей (а для нас уже привычной) бюрократией. Политическая система его потрясает: прежде чем попасть к императору «на приём», ему придется пройти несколько кабинетов, отметиться у нескольких министров. Потрясение солдата усиливается, когда он узнает, что на всё это уйдут не дни, а недели. Когда солдат всё-таки достигает своей цели и встречается с императором, то Ромул (Владимир Симонов) просто выкрикивает ему: «Ты сражаешься за пустоту, мираж, за Рим, которого уже давно нет». И мы понимаем, что мучительный и изнемогающий бег «солдата-энтузиаста» по кругу в самом начале спектакля, оказывается абсолютно бессмысленным.
Ромул-куровод в исполнении блистательного Владимира Симонова оказывается эпицентром этого балагана. Зритель не увидит здесь древнеримскую трагедию об историческом правителе и падении Рима. Собственно, дочери императора Рее (Евгения Ивашова) тоже не удается сыграть трагизм Антигоны из одноименной древнегреческой трагедии Софокла. Постановщики нарочно помещают героев в темный разрушенный мир без воздуха и света. Здесь только цирк и клоунада, яркими представителями которой являются премьер-министр Тулий Ротунд (Сергей Пинегин), военный министр Марес (Олег Лопухов), антиквар Аполлион (Олег Форостенко), фабрикант штанов Цезарь Рупф (Евгений Косырев) и бежавший император Восточной Римской империи Зенон (Владислав Демченко). Именно эти персонажи берут на себя функцию снижении патетики и императорского пафоса. Это герои – маски, которые являются носителями самых противных человеческих качеств: трусость, предательство, обман, фальшь, притворство, криводушие.
Гротеск во всём его комическом и трагическом представлении заключён в образе актёра Филакса (Павел Тэхэда Кардэнас) и камердинера Пирама (Артём Пархоменко). Филакс и Пирам – два лицедея этого искусственного мира, слуги просцениума. Эти два персонакжа на грани трагического и комического, реального и театрального, прекрасного и ужасного, низкого и высокого, жизни и смерти. У каждого из них по атрибуту: у Филакса – это античная маска актёра-трагика, а у Пирама – скелет, похожий на него самого, которого он вешает на свою спину.
Драматургическое произведение и спектакль раскрывает всю абсурдность этого мира, показывая странности правителей и их подданных. Например, император, которого должно заботить будущее Рима, будущее народа, больше всего обеспокоен тем, что его куры не несут яйца. «Империя рушится, а ты о своих курах», – говорит Ромулу его жена Юлия (Яна Соболевская). Она - одна из немногих, кто может сказать правду Ромулу.
В этом смысле очень яркая сцена полуночной встречи Ромула и Юлии в спальне императора. Именно здесь, сконструированная из стогов сена кровать будет не семейным ложем, а полем для разборок, зоной раскрытия правды: несчастливые и мучительные друг для друга 20 лет брака, раскрытие их истинных целей. Ответы их – кинжальные.
В целом, конец первого акта является неким кульминационным моментом – сценой «суда» над Ромулом, где перед своими подданными и возлюбленным дочери (сбежавшим пленником германцев) патрицием Эмилианом (Владимир Логвинов) должен нести ответ за свои поступки у щита-трибуны. «Долой такого императора» – заканчивается второе действие первого акта. И мы слышим, как шум моря и волны уносят приближенных императору, его супругу и дочь.
Второй акт начнётся с приходом князя германцев Одоакра (Максим Севриновский) со своим племянником Теодорихом (Павел Юдин). Тут и начинается сцена торгов Ромула, который всё это время жил в ожидании своей смерти от руки германца. А получается так, что они преклоняют перед ним своё колено и, провозглашая Ромула своим императором, отправляют его на пенсию.
Звучит оглушительная трагическая ирония: Ромул должен жить и вспоминать о том, что всю свою жизнь он посвятил сознательному разрушению государства и империи. Это оказывается намного мучительнее и страшнее, чем просто смерть. И в финале «Великий» Ромул, сняв свой национальный юбочный наряд, выйдет в ослепительно черном костюме с белой рубашкой. Если в начале спектакля антиквар Аполлион сказал, что не будет покупать бюст Ромула, потому что «этот бюст – подделка, он рассыпается», то в финале «рассыпается» сам Ромул, падает его Величие.
«На этом, милостивые государи, Римская империя прекратила свое существование», – говорит Ромул и, опустив голову, медленно покидает трибуну. Так, преклоняясь перед императором, германцы одерживают абсолютную победу. Ведь Ромул все-таки надел штаны, принял чуждое ему и его нации. А был ли этот Ромул великий?..
Ирина Шамсутдинова
Фото: Государственный академический театр им.Е.Вахтангова