«Яркий свет не обязателен, чтобы прожить необычно, – хватит и слабого света тонкой свечи, если горит она честно», – говорит главный герой романа «Мэлон умирает»Сэмюэля Беккета. В сегодняшний день фразы героев произведений абсурдистского драматурга С.Беккета кажутся очень точными. Мысли и суждения его героев-одиночек сегодня звучат пронзительно остро и бескомпромиссно. Также остро и злободневно прозвучала новая постановка в Башкирском государственном академическом театре драмы им. М. Гафури – спектакль «Молодые сердца», поставленный режиссером Фиргатом Гариповым в июне 2022 года.Спектакль по одноименной пьесе советского татарского драматурга, поэта и прозаика Фатхи Бурнаша словно ворвался на национальную сцену ярким, ослепляющим, испепеляющим светом.
Сюжет спектакля незамысловат и прост: главные герои – Сарби (Сабина Киреева) и Хайретдин(Динислам Сафин; Алмаз Юсупов) – влюблённые молодые, которые вместе с деревенской молодежью радуются жизни, испытывают первое чувство любви, устраивают «аулак» («посиделки»), танцуют, поют, шутят. Но в один миг их веселье прерывается страшным известием: Хайретдина и других парней забирают на фронт. В их беззаботную и праздную жизнь врывается война.
Заглянув в историю башкирского театра, отметим, что пьеса Ф.Бурнаша впервые была поставлена на сцене БГАДТ им. М. Гафури еще в 1936 году. Тогда главную роль Хайретдина исполнил выдающийся башкирский актер Арслан Мубаряков. Позднее за пьесу взялся известный режиссёр Рифкат Исрафилов, который осуществил постановку спектакля в 1993 году.
Современный спектакль в постановке Фиргата Гарипова – это существенно иное прочтение лирической истории о деревенской молодежи до и послереволюционное время, истории, которая выходит далеко за рамки жанра увеселительной музыкальной комедии. Режиссер-постановщик целенаправленно разделяет спектакль на два разножанровых акта, нарочито демонстрируя абсурдность и алогичность происходящего.
Первый акт представляет нам жанр музыкальной комедии с народными играми, молодёжными состязаниями, вечерними посиделками,песнями и плясками, шутливыми сценками и, конечно же, влюблёнными встречами героев – Сарби и Хайретдина, Мафтухи (Илюза Итекеева) и Сайфуллы (Айнур Ситдиков), Гульямал (Гульназ Хайсарова) и Гильметдина (Айдар Шамсутдинов), Халимы (Лилия Галина) и Файзуллы (Артур Кабиров) и других.Парни с озорством и хулиганством принимаются резвиться и потешаться над девушками, показывают шутливые сценки, весело запевают и танцуют (хореограф – Сулпан Аскарова;автор песен, консультант – ЗухраБуракаева). В молодежный кураж бойко вливается зрелая мудрость в лице не менее озорных наставников – Галимыабыстай (Алсу Бахтиева) и Сафы (Ильдар Гумеров).
Спектакль изобилует гармонией: каждому юноше по девушке, каждой паре соответствует определенный цвет одежды, весь предметный мир лаконично расставлен по своим местам и используется по назначению. Только к молодежи всеми силами рвется местный деревенский юродивый Садрый (Урал Аминов). Прихрамывая на одну ногу, он то и дело бегает за парнями и девушками в поисках своей пары, веселясь и одновременно обижаясь на них, если те не берут его «в игры».
Так первый акт становится средоточием лирики, музыки и веселья. Романтический кураж в спектакле обрамляет звуко-музыкальная партитура в живом исполнении оркестра театра (композитор – Нур Даутов) и цветосветовая палитра (художник-постановщик – Рустем Баймухаметов).Яркие цветные костюмы, выдержанные в башкирской стилистике, пестрят своей красочностью и насыщенностью. Каждый костюм героев, выражающий свежесть и легкость юношеской жизни, выразителен по-своему. Минимализм сценографии представлен в ее простоте и универсальности. Декорации и персонажи будто сошли к нам с нарисованной детской книги башкирских народных сказок.
Однако «кукольность» и красочность мира «молодых сердец» вскоре становится некой иллюзией, миром грёз и воспоминаний о беззаботном счастливом будущем.
Надо заметить, что тон подобного искаженного восприятия мира задается ещё в самом начале спектакля – в прологе. Спектакль начинается с трагикомического выхода уже знакомого нам юродивого Садрыя. Герой в исполнении Урала Аминова – это плоть натянутого напряжения, концентрация тревоги и безумия, безрассудства и бесноватости. Первый выход Садрыя и зловещего Галимьяна (Руслан Хайсаров) под устрашающие звуки карканья ворон – это зарождение трагической ноты, звучащей практически на протяжении всего второго акта.
Во втором акте красочная пестрота сменяется на серые тона, от ярких красок остаются лишь блики беззаботного прошлого, игривые частушки и запевы девушек превращаются в тоскливый плач невест. Страх и ужас возникает с появлением стариков Катерины (Гузяль Маликова) и Исака (Ильсур Баимов), а также Галимьяна, который приводит украденную Сарби. Каждый выход Галимьяна, начиная с пролога, идет по нарастающей. Бесконечные отказы девушек делают из него тирана, запивающего свои любовные «неудачи» алкоголем.
Второй акт пропитан насилием, истерией, буйством и жаждой власти. Дух реваншизма, необузданный страх и абсолютная покорность – всё это беспощадно одерживает победу над бушующей молодостью и искренней надеждой на яркое, светлое будущее. Режиссёр показывает, что будущее наступает, только дерзко и бескомпромиссно, в чёрной кожанке, красных косынках и холодным оружием в руках тех самых молодых парней. И вот уже вместо цветных вставок на стене дома, где только недавно проходили веселые посиделки, развешиваютярко-красные ленты.Ленты – флаги, ленты – плакаты, символизирующие демократическое будущее, рождённое на крови и выстраданное ужасом молодого поколения.
Подобная резкая смена настроения спектакля лишает нас момента видимого перехода-перелома «молодых душ»: от игровых плясок к «пляскам на костях». Следования правилам юношеских игр превращается в политический произвол. Теперь уже обновленные «молодые сердца» встают у руля «новой жизни», отныне они с настойчивостью и давлением диктуют свои правила.
Они горячо и пылко говорят о свободе и демократии. Молодые юноши, навязывая простому и неучёному народу в лице Катерины и Исака «свою» свободу, осваивают новую жизнь по-своему. И вместо благополучного финала о светлом будущем мы видим всеобщее опьянение властью и пиршество вульгарности и грубости. А в эпилоге перед нами предстаёт очередное появление юродивого Садрыя, который потрясает своей трагичной эксцентрикой.
Спектакль «Молодые сердца» БАДТ им.М.Гафури в постановке Фиргата Гариповапо пьесе, которая была написана в начале прошлого столетия, не просто волнует и будоражит сознание, а терзает и атакует его. Разделив спектакль на два разножанровых акта, показав разительные условия существования актёров, используя контрасты и биполярность, режиссёр и его постановочная команда (а это действительно командная работа) затрагивают важнейшие вопросы наших сегодняшних реалий.
Ирина Шамсутдинова
Фото: Башкирский академический театр драмы им.М.Гафури