«Отчего люди не летают так, как птицы?» – о спектакле «Гроза» в Национальном молодежном театре РБ имени Мустая Карима

«Отчего люди не летают так, как птицы?» – знаменитая фраза Катерины из «Грозы» Александра Островского впервые прозвучала со сцены Малого театра в год написания пьесы – в 1859 году. Тогда первой исполнительницей роли Катерины была актриса театра Любовь Павловна Никулина-Косицкая, которая, возможно, послужила реальным прототипом образа главной героини.Драма одного из крупнейших писателейXIX столетия, чье творчество навсегда останется в истории литературы, а вклад в развитие русского театра и вовсе сложно переоценить, занимает лидирующие позиции и на современной сцене.

2

На сцене Национального молодежного театра РБ им.М.Каримапремьеру  спектакля «Гроза» осуществила режиссер из Санкт-Петербурга Ирина Зубжицкая. Постановочную группу составили: художник-постановщик Елена Авиноваи художник по костюмам Катерина Андреева из г. Кирова, хореограф Ярослав Францев из Уфы, музыкальное оформление – заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан РишатСагитов.

Авторы спектакля «Гроза» создали такое пространственное решение, которое тесно было связано с его жанровым планом. Показав не просто драму, а трагедию, постановщики создали на Большой сцене театра мрачный и сложный мир провинциального городка. Мощности придавалатемная деревянно-металлическая сценография, поднимающийся и опускающийся железный занавес, массивные лестничные пролеты и площадки. В первом акте доминировали по большей части деревянные декорации – постройки, будто в свое время перенесшие большой пожар. Многие сцены сопровождаются нарастающим топотом толпы, которая от самого начала действия является неким наблюдателем происходящего, резко появляющаяся и исчезающая в нужные моменты. Звук бьющихся каблуков и ботинок запараллеливается раскатам грома.

Перед актерами стояла задача представить своих героев вне бытовых условий. На сцене перед зрителями не разворачивалась картина сельского вида и цветущих садов, не были обрисованы (как в пьесе) комнаты в доме Кабановых, овраги, калитки, арки и, тем более, вид на Волгу.  Перед зрителями раскрывался суровый мир жестких и жестоких людей – богатой купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) и купца Савела Прокофьевича Дикого. Мир, где вместо сбора платьев в узлы (как описывается у А.Н. Островского), Глаша (Элина Гусева)таскает неподъемные серые мешки, еле-еле вбрасывая их на свою хрупкую спину, затем эти же мешки будет таскать и Катерина.

На авансцене  –  «главные герои» города Калинова: статичная и скупая на эмоции Кабаниха (Людмила Воротникова), дерзкий и циничный Дикой (Линар Ахметвалиев), инфантильный и нерешительный Тихон (Ренат Фатхиев), по-ребячески озорная и горячая Катерина (Карина Ярмеева), понимающая и слушающая Варвара (Лада Николаева), эмоциональный, но несмелый Борис Григорьевич (Андрей Ганичев), жизнелюбивый и восторженный Кулигин (Дмитрий Гусев) и др. Все онисуществуют в холодном пространстве железного массива; сцена больше напоминает ангар для хранения мешков и металла, где нет ни воздуха, ни света и лишь немного воды.

Отмечая такой сценический стиль, мы говорим не просто о конкретных декорациях, а именно о сценографии как о действенно-изобразительном виде искусства.Удручающую и удушающую атмосферу спектакля также создают сценические костюмы, в которых существуют герои.

Например, для Кабанихи сшили специальное черное платье в пол с закрытой шеей. Здесь надо отметить, что сценический образ героини выполняет несколько задач одновременно. Первое – это то, что внешний вид Кабанихи раскрывает ее внутреннюю сущность: закрытую, бесстрастную и суровую. Второе – вместе с элементами декорационного оформления создается гармоничный зрительный образ спектакля: героиня, удачно вписываясь в цвето-световую и фактурную гамму пространства, становится неотъемлемой частью этого бездушного мирка. И третья задача заключается, собственно, в определении среды, в которой происходит действие пьесы: постановщики не стремились излишне осовременить пьесу, а, наоборот, используя сдержанные и без излишеств сценические костюмы, показали, насколько проблемы, поднимаемые автором в начале 19 века актуальны спустя целых два столетия. Таким образом, художественное оформление сцены и костюмов существуют без привязки к какому-либо конкретному историческому времени.

Катерина же не имеет права показать свою нежную сущность, ей приходится прятать свою волю, поэтому она закрывается в длинный до пола серо-черный кардиган. И только в сцене рассказа о сне она предстанет в голубом платье. Именно здесь и сейчас Катерина обнажает свою душу перед Варварой, раскрывается, словно голубой цветок. Таким же цветком она покажется в сцене встречи с Борисом Дмитриевичем, когда в руках у нее будет легкий небесного цвета платок. Но ненадолго. Ведь последует сцена новой встречи с Борисом. Тут уже потрясенная предательством и невозможностью «распахнуть свои крылья», она снова накидывает на себя этот изношенный кардиган. А в финальной сцене (уже бросившуюся в воду Катерину) выносят связанную и запутанную в тонкие сети. Оттого очень символично и своевременно звучат слова Кулигина в адрес Кабановых: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша…». И вместо только-только надвигающейся грозы – молебное прощание с Катериной – отпевание.

Катерина (как описывает она сама себя) – натура горячая. Причем можно даже отметить, что не просто горячая, а горящая – в ней бурлит жизнь, желание «вылететь» и обрести свободу, ее душа не принимает тоску, которая нависла над этим обществом. Оттого и рождается этот наивный, но такой значимый для нее вопрос: «От чего люди не летают так, как птицы?». Свой монолог актриса произносит без всякой патетики и излишнего романтизма, а по-хулигански, с неким баловством. Только баловство Катерины принимаютпросто за детскую шалость, излишнее своеволие икапризы.

Ирина Шамсутдинова

Фото: Национальный молодежный театр РБ им.М.Карима

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb