Островскому посвящается: «Лес» на сцене Русского драматического театра РБ

12 апреля исполняется 200 лет со дня рождения великого русского драматурга Александра Островского. Спектакль «Лес» Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан – первая в республике постановка, посвящённая этой памятной дате. Режиссёром-постановщиком спектакля, премьера которого состоялась в феврале 2023 года, стал приглашенный режиссер из Москвы Николай Дручек.

7ec7b7b8 55bc 432e be46 1beb2bb6dca4

Здесь надо непременно отметить, что пьесы Александра Островского по сей день занимают лидирующие позиции по количеству постановок на сценах российских театров. Новая постановка «Леса» на уфимской сцене – яркий пример своего иного и уникального прочтения образов героев пьесы.

Режиссёр целенаправленно выходит за рамки комедии, привнося удручающие ноты траура и отчаяния: музыка скорби, неторопливый (местами даже заторможенный) темпоритм, скупое цвето-световое решение, старые могилы с крестами в глубине сцены (художник-постановщик Владимир Мартиросов). Все герои, существуя в атмосфере«театральности», а кто-то притворства, живут и действуют на руинах античного театра.

Уже самое первое появление Ирины Агашковой в образе «безутешной вдовы»Раисы Павловны Гурмыжской представляет нам нарочитую театральность этого мира, где царит «нравственная атмосфера благоухания и добродетели». Она появляется в лучших классицистких традициях и мизансценических правилах: парадно выходит из глубины сценического пространства, плавно и горделиво направляясь к авансцене. Сопровождает ее свита в лице иронизирующих и подыгрывающих ей Евгения Апполоныча Милонова (Александр Леушкин) и Уара Кирилыча Бодаева (Вячеслав Виноградов). И главной площадкой для разыгрывания «спектаклей» Гурмыжской станет каменный помост, а точнее – фрагмент от полуразрушенного амфитеатра.

С данного подобия просцениума героиня в самом начале будет мелодраматично рассказывать о своей искренней добродетели. Так она будет оправдывать пребывание в её доме молодого человека – Алексея Сергеевича Буланова (Антон Болдырев). И в финале мы увидим пугающее преображение молодого человека, который из недоучившегося гимназиста вырастит до одетого в новенький белый костюмчик пижона с манерами собственника и хозяина этого «леса» (художник по костюмам Яна Глушанок) .

Сосвоего просцениума Гурмыжская-Агашкова также будет устраивать «консилиум» по поводу определения единственного наследника её большого состояния.

78d0fd87 fcbc 4bfc b44f 44a6e9744f6e

В спектакле, впрочем, как и в самой пьесе, вся власть и финансовое состояние Гурмыжской находятся в небольшой шкатулке. Но драгоценный предмет, который практически всегда пребывает в поле зрения, тут же становится уязвимым местом её обладательницы. В сцене, когда Геннадий Несчастливцев (Александр Степанов), раскусивший её слабость, забирает шкатулку, Гурмыжская-Агашкова с горделивой осанкой и широкой походкой превращается в тревожную и подозрительную даму. Как только она получает свою вещь обратно, тут же снова становится исполнительницей ролихозяйки-примы этого театра.

Мы знаем, что Островский очень любит придавать предметному миру символическое значение. Например, деньги в «Лесе» становятся не просто вещью с определенной ценовой категорией или орудием финансовых сделок купли-продажи с Иваном Петровичем Восьмибратовым (Олег Сальцын). Деньги превращаются в «билет в счастливую жизнь», в возможность создания счастливого брака Аксиньи Даниловны(Дарья Филиппова) и Петра (Иван Овчинников).

Аксинья (Аксюша) смотрит на «комедию» Гурмыжской с долей сарказма. «К чему эта комедия?», – с неким замечанием говорит она своей тетушке, не принимая театра Гурмыжской, но вынужденная ему служить ради своего счастья.Молодая героиня, по описанию Островского, представляется нам скромной, бедной девушкой. В спектакле Аксюша в исполнении Дарьи Филипповой – довольно сдержанная, местами своенравная девушка, мгновенно понимающая суть «спектакля» Гурмыжской. За исключением сцены с Петром Восьмибратовым. В песне перед своим возлюбленным она представляется нежным цветком. Она заигрывает, уговаривает, любит. Толькосвое будущее ей приходится разрешать самой. Впрочем, как всякой женщине этого «леса».

Кажется, что без Аксюши Петр оказывается абсолютно не жизнеприспособленным, без всякой энергии и желания построить собственное счастье в столь молодом возрасте. Его энергия проявляется только в таком чувстве, как ревность и обида, которая больше похожа на простую детскую обидчивость.

Истинную сущность Гурмыжской видят и понимают все. Многие осознают, в каком театре они находятся. Некоторые (Милонов, Бодаев, Восьмибратов) даже подыгрывают ей. Правда имеют на то свои корыстные цели.

Вначале приходится подыгрывать и Несчастливцеву. Только он не принимает такогоискусственного театра. Поэтому в финальной мизансцене, произнося известный монолог Карла Моора из «Разбойников» Шиллера, Несчастливцев-Степанов сначала присядет к этой компании, а потом встанет и уйдет абсолютно на противоположную сторону сцены. А простак и бесхитростный Аркадий Счастливцев (Николай Рихтер) вовсе будет стоять в стороне и даже не подумает подойти к обитателям «Леса». Счастливцев не подходит не потому, что он не достигает их «высоты». Этот мир для него оказывается враждебным, притворным, неискренним и псевдотеатральным.

Как органично существует ещё одна пара героев – обитателей «Леса» –   Карп Савелич в исполнении Григория Николаева и ключница Улита (Анна Бурмистрова)!

d24f212b 8f41 4719 95d6 0960075a60e3 1

Суфлёр и комментатор всего происходящего Карп, исполняя обязанности не столько лакея своей хозяйки, сколько капельдинера этого театра, точно знает всё и обо всех, секреты и тайны каждого. Сохраняя абсолютную статику, без суеты и лишних движений, не показывая на лице никаких эмоций, Карп-Николаевстановится сторонним наблюдателем, которого это всё даже немного забавляет.«Они хоть и барыня, а ведь их дело женское: никак даже невозможно этого знать, что у них на уме. Вдруг одно, и сейчас другое; у них в мыслях не то, что на неделе, на дню до семи перемен бывает», – монотонно, но с глумлением произносит герой.

8ae0875f 7dd2 4062 a572 ac80e713eb9c

Улита – принципиальный наблюдатель, «глаза и уши» Гурмыжской. Благодаря своей ответственности и преданности Улита приобретает статус советницы по любовным делам. Уже в конце первого действия состоится диалог Гурмыжской и Улиты о любви и женских чувствах. Режиссёром эта сцена решена очень чувственно. Простой диалог двух одиноких женщин перерастает в томление по влюбленности, в приступ женской любовной тоски. Сцена приобретает новые краски, когда ровесницы по Островскому (Улита говорит, что она даже старше Гурмыжской) предстают перед нами не безутешными вдовами, а очень ухоженными и прекрасными дамами. Поражает и восхищает одновременно, когда Улита снимает со своей головы чепчик и перед зрителями возникает яркая, красиваяженщина. И Улита уже не будет скрывать своей красоты:надев свой самый лучший наряд – белое платье с белым цветком на волосах, она пойдет на встречу-свидание со Счастливцевым. И как же ей станет невыносимо больно от той открытой и бездушной правды Счастливцева: они с Несчастливцевым – простые, бродячие и абсолютно нищие актеры.

Мы видим, что режиссёр и актёры нам показывает выразительное прочтение каждого образа, в особенности – образов «женского мира» пьесы Островского. Ведь именно героини оказываются сильнее и явно решительнее. Их многое волнует, беспокоит, они думают, мечтают, делают. Рядом оказываются не те мужчины, поведение и действие некоторых из них беспокоит женщин. Но при любом раскладе своих решительных действий и самодостаточности героини нуждаются в простом внимании и защите. А главное – в любви, такой искренней и, казалось бы, нетребующей ничего взамен. Оттого Аксинья, не услышав решительного слова и неувидев самостоятельного поступка от Петра,стремительно (будто также по-детски обидевшись) соглашается пойти за Несчастливцевым и стать актрисой,«голубой героиней» его трагедий. Но, конечно, ненадолго. Она вернется к Петру. Всё разрешится наиприятнейшим образом. В «театре» Гурмыжской должен быть счастливый конец, чего бы это героям не стоило.

Ирина Шамсутдинова.

Фото: Государственный академический

русский драматический театр РБ.

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb