Интервью с заслуженным художником РБ Рамилем Латыповым

Затянувшийся период самоизоляции и длительная отмена международного сообщения заставила многих людей по-другому взглянуть на прежнюю жизнь с её миропорядком. Мы иначе посмотрели на окружающий мир, привычно распахнутый и открытый – который внезапно потеряли при пандемии. Мы острее ощутили свою связь с окружающим миром – который в обычное время не замечали и не ценили.

Но есть среди нас особая категория людей, для которых границ просто не существует. Мир для них априорно безграничен и любая его составляющая – свободная, независимая, приветливо распахнутая часть мира. Художники! Творцы, которые видят, слышат, чувствуют иначе. Именно сегодня разговор с художником нам показался как никогда своевременным.

В чём состоит предназначение художника? Каковы отношения в системе художник-зритель? Что нужно знать и уметь юному мастеру, чтобы заявить о себе на весь мир – и настолько ли это необходимо?

Об этом и многом другом в интервью с заслуженным художником РБ Рамилем Латыповым – специально для интернет-портала «Культурный мир Башкортостана».

 в пустыне 2003

В пустыне

Рамиль Рашидович Латыпов родился в 1952 г. в Уфе. После пяти лет обучения в художественной школе с отличием окончил  Уфимское училище искусств  и Уфимский государственный институт искусств.

                

Рамиль Рашидович, прежде всего, как, по-Вашему, художник находит свой стиль?

Индивидуальный почерк художника заложен в нём генетически, но не раскроется без хорошей школы. Хотя ученик – это не сосуд, набитый знаниями, а, скорее, факел, зажжённый учителем.

Этот процесс во многом можно сравнить с восточными единоборствами. На стадии обучения буквально во всём невольно копируешь учителя. И лишь спустя некоторое время обнаруживаешь черты собственного стиля, то, чему тебя никто никогда не учил. Так и в живописи – рано или поздно находишь собственный язык.

Кто «зажёг» Вас?

На первых порах, а это около 15 лет художественного образования,  моими примерами были классики изобразительного искусства. Затем определённый творческий толчок я получил от своего крёстного Андрея Геннадиева из Ленинграда. Всегда черпал вдохновение от общения с другом и однокурсником Михаилом Копьёвым, а также Сергеем Красновым, другом с 1970-го года, академиком РАХ. Увы, они покинули наш мир, но с нами остались их прекрасные картины.

Пожалуй, свой почерк у меня сложился к середине 1980-х. Тогда я понял, что могу очень многое, но хочу немногого.

забытье

В забытьи

С 1985 г. Рамиль Латыпов работает равно в живописи и графике - эстампе и уникальной графике, где он использует смешанную технику.

 

В Вашем творчестве очень сильна тема контрастов. Например, мужчина и женщина, я и «она», день и ночь. Даже новый, техногенный мир у Вас зачастую показан через язык базовых христианских образов. Что Вас привлекает в контрасте? Замечаете ли Вы его в повседневной жизни?

Без контрастов нет и мира, так уж он устроен. А что касается круга излюбленных тем, то с возрастом он значительно сужается, как бы, концентрируется. Ты становишься, своего рода, интровертом в творчестве.

Видите ли Вы подобный контраст в противопоставлении славянского и западного миров? Вы наверняка могли ощутить его в ваших путешествиях.

Да, я знаю славянский, европейский, американский и азиатский миры. Довелось там много жить и работать. Контрасты разительны, но общечеловеческие ценности помогают ориентироваться, жить и работать. Как профессор Калифорнийского университета, я сталкивался с совершенно разными студентами. Американцы, мексиканцы, афроамериканцы, китайцы…  У них всех не хватало именно школы. Да, в Англии шикарная школа акварели. Китай, например, порождает великолепных копиистов. Но у них кроме своей национальной школы, нет школы современной. Умение самому мыслить, компоновать, это у них несколько атрофировано…

kaB8ALNndZE

Сан-Франциско, Калифорния. Мост «Золотые ворота», 1998 г.

Рамиль Латыпов  читал лекции в США о башкирском и русском искусстве.

 

То есть, русскую классическую школу очень ценят за рубежом?

Наша «закрытость» в советское время позволила отечественной художественной школе получить большое развитие. Это крепкая база соцреализма сталинской, хрущёвско-брежневской эпох … Десятилетиями, поколениями сохранялась «железная» школа. Лично мне она очень помогала по жизни. Как я отметил раньше, я могу уверенно сказать, что умею всё, потому что владею основой, включая пластическую анатомию, композицию. На Западе академическая школа, напротив, увядала; может, во многом из-за увлечения авангардом, разными -«изм»ами.

Художник, какой бы он ни был талантливый, если нет хорошей школы – это как столяр, который не сможет сколотить и примитивного скворечника. Необходимо уже на этой базе неосознанно создавать свои произведения. Воплощать в реальности образы из своего сердца.

Изъездив целый мир, я смог вывести для себя этот основной критерий. Художник должен быть профессионалом, не думающим о том, «как» он это сделает. Он должен думать только о том, «что» он хочет сделать.

 

день и ночь III
День и Ночь III

Иными словами, каков он «набор» юного художника? Я хочу сказать, не палитра и кисти, мастихин – а академическая база, личный багаж, опыт… Знание иностранных языков? Некая мудрость прожитых лет?

Художник должен отражать жизнь. Для этой миссии ему необходимы: цельная личность, живой интеллект, безусловно, талант и некий жизненный опыт. Нужно ли знание языков? Несомненно! И для того, чтобы заявить о себе, нужны финансовые вложения.

В целом, как художнику заявить о себе за границей? И стоит ли? Насколько развит у нас институт меценатства и как – за рубежом?

У нас очень плохо поставлена галерейно-кураторская работа, мало строится галерей, трудно художнику пробиться и в финансовом плане, чтобы его узнали, разрекламировали. А вот профессиональный уровень у нас совершенно не ниже европейского, особенно, что касается нашего региона. Сколько художников – и все разные…

Земля едина и границы стран условны. Настоящий художник может жить там, где захочет, пытаясь реализовать личные амбиции и впитывая опыт других. Так сказать, обогащаясь и сравнивая. Где, в какой стране бы ты ни был, везде нужно завоёвывать это своё жизненное пространство, заявлять о себе, делать имя. Но нужно понимать, что сделать непросто, и практически невозможно – осуществить это повсюду. Я нигде не оставался «насовсем», всегда неосознанно возвращаюсь домой. Знаете, когда живёшь по полгода на океане, пальмы и солнце каждый день… Просыпаешься и думаешь, Господи, оказаться бы сейчас где-нибудь в Хабаровске!

Что меня, кстати, всегда поражало, это то, что наш «средний» художник, как ни странно, живёт лучше, чем многие популярные художники на Западе. Они вынуждены искать вторичный заработок, несмотря на свою популярность.  Художников, которые могут прожить своим творчеством и в Англии, и в Америке можно пересчитать на пальцах обеих рук. У нас таких художников сотни, и они хорошо живут.

 

рандеву

Рандеву

А какими Вы видите отношения в системе «художник-зритель»?

Каждый зритель воспринимает произведение в пределах своего кругозора. Насколько он развит в теории и истории искусства в мировом масштабе. Чтобы больше знать, нужно больше видеть. А художнику важно быть понятым, пока он живёт.

В то же время, не каждый высоко ценящий тебя зритель – потенциальный покупатель, и наоборот – не каждый покупатель – тонко чувствующий зритель. Это очень интересный момент.

А что думаете о тандеме художник-искусствовед? Важен ли он для системы художник-зритель? Или искусствоведение – это уже немного о другом?

Тандем «художник-искусствовед» понятие неприемлемое. Они автономны. Художник творит, а искусствовед описывает, систематизирует, но никоим образом не поучает и не вторгается в кухню автора, чем грешат многие. Более важным для системы художник-зритель являются галеристы и кураторы, помогающие зрителю найти своего художника, а художнику – своего покупателя.

 

зимняя уфа

Зимняя Уфа

Рамиль Латыпов – член СХ РФ, Почётный член Британского общества искусств, Почётный профессор Калифорнийского университета.

 

Значит, какова миссия художника в мире?

Чем так ценны художники? Тем, что они разные. Это, скажем, не спортсмены, которые бегут в одну сторону; они бегут на все 360 градусов. Каждый – в избранном направлении, в своей тематике. А уже то, насколько ценен твой личный вклад в искусство – зависит от того, как глубоко ты продвинулся в этом направлении. Каждый художник на этом пути находит своего зрителя, покоряет своим стилем, почерком. Стиль и жанр – это личность автора, который подобно мясорубке вбирает, поглощает окружающее… и выдаёт в готовое произведение.

 

одиночество

Одиночество

Беседовала Диана Байтурина.

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb