Иван Васильев: «Жизнь – в движении»

В ноябре на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета состоится премьера одноактных балетов на музыку Дмитрия Шостаковича «Соседи» и «1418 дней» в хореографии премьера Михайловского театра, приглашённого солиста Большого и Мариинского театров, «Ла Скала», Баварского балета и Американского театра балета, заслуженного артиста России Ивана Васильева, который с недавнего времени является также приглашённым главным балетмейстером БГТОиБ. Наш корреспондент Елена Никульская узнала у него, как удалось объединить в одном вечере романтическую историю любви и балет о войне, и что ещё нового ждать уфимским зрителям от балетной труппы театра в наступившем сезоне.

- Как началось Ваше сотрудничество с Башкирским государственным театром оперы и балета?

- Меня привёл сюда главный художник театра Иван Складчиков – у него появилась идея поставить балет о Рахманинове, который нас ждёт, но чуть позже. После знакомства с гендиректором Ильмаром Альмухаметовым было принято решение сначала поставить что-нибудь поменьше, так появился балет «Конёк-Горбунок», премьера которого состоялась год назад. Так что во всём виноват Рахманинов.

А сейчас на подходе вторая постановка – вечер одноактных балетов «Соседи» и «1418 дней», к первому показу которых практически всё готово. Премьера должна была состояться в мае, так как спектакли посвящены 75-летию Великой Победы. Это две разные истории, действие первой из которых приходится на послевоенный период, вторая же – воспоминания о войне. Балеты разные, но они связаны – персонажи из первого спектакля переходят во второй. Первый балет про влюблённую пару, живущую по соседству. Этажом выше живёт пара ветеранов Великой Отечественной войны, которые во втором балете вспоминают свою молодость, пришедшуюся на военное время.

- Почему именно Шостакович, который и на слух воспринимается не всегда легко? Насколько комфортно было ставить балет на его музыку?

- Дмитрий Шостакович – прекрасный композитор. Возможно, не такой простой для постановки, как многие другие, но мы не ищем лёгких путей. К тому же работать с красивой симфонической музыкой всегда очень приятно.

- Как получилось, что Вы стали главным балетмейстером Башоперы?

- Всё произошло довольно спонтанно – Аскар Абдразаков и Ильмар Альмухаметов предложили мне это, и я согласился. Я очень люблю работать, люблю активную жизнь, и если я могу быть полезен, чем-то помочь, то с огромным удовольствием берусь за это.

К тому же я очень полюбил эту труппу – делаю с ними вторую постановку и вижу её потенциал, мощь. Они «горят» на работе, и это самое главное. Сложно работать в коллективе, где все уже устали, а здесь есть нерастраченный запал. Поэтому им надо сейчас как можно больше работать, и мы это обеспечим.

- Какие планы у Вас как у главного балетмейстера на этот сезон?

- Планов громадьё, в первую очередь по постановкам. Уже в октябре труппа  начнёт активно работать над балетом Карена Хачатуряна «Чиполлино» в хореографии Генриха Майорова. Вопрос с этой постановкой решился очень быстро, недавно к нам приезжала дочь Генриха Александровича, которая сейчас отвечает за перенос спектакля на нашу сцену. И на новогодних каникулах зрители смогут увидеть прекрасный детский балет, пользующийся популярностью на всём постсоветском пространстве и не только. Эта работа очень тяжёлая для труппы, поскольку там очень много танцев, и они разные, а все персонажи – «играющие». То есть артистам надо проявить не только танцевальные навыки, но и актёрское мастерство.

На конец сезона запланирован мой балет о Рудольфе Нуриеве. И сейчас ведутся переговоры с фондом одного из признанных классиков мирового балета ХХ века Ролана Пети, чтобы в нашем театре появились его постановки. Работа над ними будет очень интересной для труппы, потому что это абсолютно другой стиль. Я думаю, каждый театр должен иметь в репертуаре шедевры такого мастера.

- Что для Вас проще: самому танцевать или учить других это делать?

- Это две абсолютно разные вещи, но каждая из них по-своему прекрасна. Хотя, когда танцуешь сам, в какой-то мере проще передать замысел, потому что проводишь его через себя. А когда кому-то объясняешь, как надо делать, и у людей получается то, что ты хочешь, это доставляет массу удовольствия. Радуешься, как ребёнок конфете, потому что смог передать своё видение танца.

Но я не из тех хореографов, которые настаивают только на одном варианте исполнения партий. Моя задача – сохранить художественное видение спектакля, его художественную концепцию.

Например, для балетов «Соседи» и «1418 дней» у нас несколько составов. В труппе много прекрасных артистов, и у каждого свои сильные стороны, поэтому и техническое наполнение будет разным. Я не заставляю делать всех, как я делаю, а стараюсь понять, как они могут выразить эту роль, потому что каждый чувствует по-своему, и у всех своя техническая лексика. Поэтому можно сказать, что постановки с разными составами в исполнительском плане будут разными спектаклями.

- Вы тратите колоссальное количество энергии на сцене. Как её восполняете?

- Ещё не пришёл тот момент, когда у меня кончилась бы энергия. Её у меня много, я хочу и буду делиться ею со всеми. Если Всевышним тебе даны силы, значит, для чего-то они есть, и надо их тратить.

К тому же я считаю, что жизнь – в движении. Если движения нет, то и жизнь заканчивается.

Беседу вела Елена Никульская

Фото Олега Менькова и Стаса Левшина

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb