20 января в Уфе в Государственном концертном зале «Башкортостан» состоится сольный концерт кыл-кубызистки – заслуженной артистки Республики Башкортостан Залии Ганиатуллиной «Дочь степей». Это будет первое шоу на территории Башкортостана, посвященное кыл-кубызу. В преддверии концерта интернет-портал «Культурный мир Башкортостана» приглашает читателей поближе познакомиться с артисткой и её необычным инструментом.
Беседа началась с рассказа Залии Ураловны ГАНИАТУЛЛИНОЙ о том, как она приехала из родной Курганской области в Башкортостан и впервые познакомилась с кыл-кубызом.
– Я родилась и выросла среди берёзовых лесов и лебединых озер – в селе Сафакулево Курганской области. Моя мама – представительница башкирского рода ялан-катай, отец – рода табын. В нашей семье всегда разговаривают на башкирском, благодаря этому я владею родным языком. В детстве я очень любила петь. В 6 лет меня отдали в музыкальную школу в класс скрипки. Мой первый педагог Марьям Лукмановна Куляева открыла мне путь в мир музыки. После окончания средней школы она привела меня в Уфимское училище искусств.
Это был 1998 год. В то время профессор Зиннур Ахмадиевич Нургалин, фольклористы, музыкальные педагогоги Айрат Минниахметович Кубагушев и Ришат Рашитович Рахимов работали над возрождением и пропагандой башкирских народных инструментов. Тогда уже были открыты классы курая, думбыры, кыл-кубыза.
История знакомства с кыл-кубызом началась с того, что мы пришли в отделение башкирской музыки и мне предложили поучиться игре на нём. Примечательно, что самого инструмента еще не было, его показали лишь на рисунке. Первый кыл-кубыз для меня изготовил мастер-профессионал Рашит-агай Галимов (к сожалению, Рашит Махмутович безвременно ушел из жизни в 1999 году, в настоящее время его дело продолжает дочь Гульнур Галимова.- Ред.).
До моего поступления в училище был выпущен первый класс кыл-кубызистов, но они играли на виолончели. В то время я не осознавала, что приобщаюсь к огромному и ответственному делу по возрождению инструмента.
– Когда вы поняли, что кыл-кубыз – это ваш инструмент?
– Любовь к кыл-кубызу проснулась не сразу, потому что для меня было неожиданностью переучиваться игре на незнакомом инструменте и полностью менять постановку рук после семи лет игры на скрипке. Благодаря преподавателю-виолончелисту Миляуше Булатовне Алтыншиной и хорошему базовому музыкальному образованию я легко освоила этот древний инструмент.
Основная трудность была в отсутствии литературы и нот. Поначалу играла мелодии башкирских народных песен, которые пела в детстве. Но на одной народной музыке далеко не уедешь, поэтому перекладывала классические произведения, по диапазону более или менее подходящие для кыл-кубыза.
Параллельно старалась участвовать в различных конкурсах, занимала призовые места. Также слушала много этнической музыки, в частности казахскую, так как у них сохранилось исполнительское искусство на кыл-кубызе. Со временем, когда уже освоила и начала чувствовать инструмент, появилась любовь к нему. Полюбила его бархатный, необычный тембр.
Поступив в Уфимскую государственную академию искусств (ныне – Уфимский государственный институт искусств им. З. Исмагилова.- Ред.), в моей жизни появились новые педагоги – заслуженный артист Башкортостана Рафаэль Фуатович Валеев и приглашенный преподаватель, заслуженная артистка Казахстана Кундыз Жаппасовна Каламбаева.
Я очень благодарна каждому из своих преподавателей за их веру в меня, за то, что вкладывали силы в мое развитие. Надеюсь, что оправдала их доверие.
– Залия Ураловна, вас по праву можно назвать основоположником исполнения башкирской музыки на кыл-кубызе. Вы наряду с известными фольклористами и профессорами стояли у истоков возрождения и популяризации кыл-кубыза на территории Башкортостана. Как оцениваете результат общей работы?
– За последние три десятилетия проделана огромная работа по возрождению не только кыл-кубыза, но и других башкирских народных инструментов. Склоняю голову перед нашими профессорами, которые взялись за это дело.
Сегодня во многих музыкальных школах, училищах искусств, институте искусств преподают народные инструменты, их звучание можно услышать в Национальном оркестре народных инструментов Республики Башкортостан и других ансамблях. Приятно осознавать свою причастность к этому большому делу.
– Главным героем предстоящего шоу, конечно же, станет ваш кыл-кубыз. Познакомьте нас с ним поближе. Откуда он родом, сколько ему лет?
– В 2008 году меня пригласили в ансамбль песни и танца “Мирас”. Тогда руководители коллектива заказали у мастера из Казахстана кыл-кубыз, на нём я играю вот уже 15 лет. До этого я пять лет работала в Национальном оркестре народных инструментов РБ.
Этот инструмент я называю общетюркским, потому что он существует у многих тюркских народов. У каждого народа он имеет свои особенности, исходя из того, какой материал преобладает на их территории проживания. Например, казахи чаще используют березу, а башкиры – лиственницу. Также применяется кожа. Струны и смычок — из конского волоса.
Кыл-кубыз бывает двух- или трехструнным. Мой – двухструнный. Играть на таком меня научила Кундыз Каламбаева.
Башкирский кыл-кубыз восстановлен по чертежам, сохранившимся в архивах. Изначально это был трехструнный инструмент со шпилём, струнно-смычковый. А мой традиционный кыл-кубыз отчасти заимствован у казахов.
– Почему, по-вашему, кыл-кубыз чуть не канул в забвение у башкир?
– У башкир упоминание об этом инструменте встречается в эпосе «Заятуляк и Хыухылу» («Заятүләк һәм Һыуһылыу»). К началу XX века инструмент окончательно потерял популярность среди башкир. Я считаю, что это связано с историей народа, в которой было много войн и восстаний. Должно быть, в таких условиях люди отдавали предпочтение легко переносимым инструментам, ведь кыл-кубыз довольно большой, его длина может доходить до 70 см и более.
– Ансамбль “Мирас” - один из самых часто гастролирующих коллективов республики. В его составе вы выступали во многих странах мира: Франция, Испания, Португалия, Италия, Бельгия, Германия, Люксембург, Болгария, Венгрия, Швейцария, Великобритания, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Султанат Оман, Казахстан, Узбекистан. Кроме того, ансамбль регулярно выезжает с концертами по республике и стране. Залия Ураловна, что вы делаете для того, чтобы всегда быть в хорошей физической форме при таком плотном графике? Как восстанавливаете силы?
– Быть в хорошей форме мне помогает моя семья. Мы с мужем растим двоих сыновей и любим активный отдых. Летом катаемся на велосипедах, плаваем, а зимой катаемся на лыжах. Как настоящие башкиры, любим верховую езду и время от времени посвящаем себя конным прогулкам.
Помимо физической силы, музыканту нужны эмоциональные ресурсы для того, чтобы передать настроение исполняемого произведения. Духовную силу получаю в общении со Всевышним.
– Ваш первый сольный концерт станет знаковым событием в истории развития музыкального искусства Башкортостана, ведь до этого у нас не проходили такого рода шоу. С чем связана история его названия “Дочь степи”?
– Одним из сюрпризов шоу станет премьера музыки “Дала ҡыҙы” – “Дочь степи”. Мелодию посвящаю своим предкам. Мой прапрадед Шакирьян Якупов, живший в 19 веке, был владельцем каравана. Башкирская деревня Борлайғор, где он жил, уже исчезла. По шелковому пути, который пролегал через мою малую родину, мой дед доходил даже до Индии. Во время сочинения музыки я представляла, как он пересекает степи и пустыни со своими верблюдами. Так появилось название музыки, а затем и всей программы.
– Еще какие сюрпризы ждут зрителей?
– На концерте выступят оркестр Ансамбля песни и танца «Мирас», этно-проект «Хазина», популярные кураисты Юлай Касимов и Юнир Сагинбаев, талантливая вокалистка, солистка ансамбля «Мирас» заслуженная артистка Башкортостана Алена Завьялова. Мы исполним как древние башкирские мелодии, так и музыку современных композиторов. Конечно же, будут световые эффекты и зрелищные номера.
К этому концерту я шла через всю творческую деятельность, по крупицам накапливая свой репертуар. Это была моя цель, моя мечта. И вот, наконец, этот момент настал.
Я всегда говорю, что музыка способна согреть душу, дать надежду, подарить любовь. А музыка кыл-кубыза, на мой взгляд, влияет на человека особенно благотворно, ведь не зря в старину народные целители – баҡсы исцеляли людей его мелодией. Я счастлива, что у меня есть возможность дать это своему зрителю.
– Залия Ураловна, с нетерпением ждем вашего концерта и напоминаем читателям, что электронные билеты можно приобрести по ссылке: https://iframeab-pre2638.intickets.ru/seance/13026605 .
Беседовала Нурзия Хасанова.